КОНФЛИКТ: ЭТО ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

Еще несколько лет назад, задавая этот вопрос в аудитории руководителей, можно было почти всегда получить ответ: Конфликт — это плохо. Необходимо сделать все возможное, чтобы избежать конфликта в коллективе. У нас конфликтов никогда не бывает. В последнее время отвечают противоположным образом: Конфликт — это хорошо. Ни один коллектив не существует без конфликтов.

И все же, как относиться к конфликту? Действительно, вряд ли можно работать и взаимодействовать всегда равно, без каких либо противоречий напряжений в отношениях. Более того, когда приходится сталкиваться с ответом, что в коллективе никогда не бывает конфликтов, начинаешь предполагать, что, по-видимому, коллектив разламывают бесконечные внутренние раздоры, если уж их так тщательно скрывают.

Но вряд ли найдется человек, испытывающий удовольствие от конфликта. Все страдают. Конфликтующие люди часто производят чрезвычайно неприятное зрелище. Они тратят здоровье и время на взаимные упреки, унижения и оскорбления, как говорят японцы, они теряют лицо, проявляя злость, гнев и раздражение. Если вам хоть раз довелось увидеть человека в остром конфликте, вы постараетесь как можно быстрее забыть его искаженное лицо, сверкающие глаза и жесткие интонации в голосе. И если это, возможно, постараетесь, как можно реже с ним взаимодействовать. Неприятный осадок после конфликта не проходит очень долго.

При ответе на вопрос о пользе и вреде конфликта нам придется разработать две категории конфликтных ситуаций: деструктивных и конструктивных.

Деструктивный конфликт характерен тем, что люди застревают на обсуждении личных недостатков друг друга и не захватывают в поло своего взаимодействия собственно те проблемы, которые и вызвали данное напряжение. Конфликт протекает горячо, интенсивно и стремительно. Возникают многочисленные искажения смыслов, каждый приписывает партнеру то значение его высказываний, которое тот не имел в виду. Конфликтующие стремятся защититься преимущественно при помощи силовых методов. Они устанавливают коммуникативные барьеры, устраивают засады, спешат нападать первыми. Такой конфликт — это жестокая война, в которой есть победители и побежденные, раненые (получившие психотравму) и убитые (отказавшиеся от активной позиции, сломленные и подавленные).

Деструктивный конфликт, безусловно, вреден, поскольку он не способствует успешному поиску способов решения проблемы и в то же время разрушает отношения между людьми — от неприятия друг друга до полного разрыва.

Конструктивный конфликт, напротив, является нужным и полезным. Во-первых, в процессе обсуждения проясняются позиции людей, поскольку при отстаивании своего мнения они подыскивают обоснования и аргументы. При таком выявлении позиций часто происходит и так, что сами люди начинают более ясно осознавать свои собственные интересы в ходе объяснения их своим партнерам.

Во-вторых, при конструктивном конфликте, который, как правило, протекает в напряженной ситуации, но без крика и взаимных упреков, за короткое время организуется интенсивный поиск эффективного решения проблемы. Более того, при конструктивном конфликте основное внимание участников направлено именно на поиск решения сложных вопросов, а не на взаимное подавление друг друга.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что существуют два основных критерия для оценки того, какой тип конфликта имеет место.

 •  Конфликт является деструктивным (разрушающим), если отношения между людьми не улучшились, а ухудшились или между ними произошел разрыв. Конструктивный (созидательный) конфликт способствует улучшению отношений и углублению взаимопонимания.

•  Конфликт является деструктивным, если проблема, его вызвавшая, не решена. При конструктивном конфликте решение проблемы обязательно должно быть найдено. Как сделать конфликт конструктивным?

•  При обсуждении проблем необходимо, чтобы оба партнера были настроены на понимание друг друга. Именно на понимание, а не на борьбу только за свою позицию.

•  Каждый партнер должен придерживаться правил эффективного общения, которые нарушать нельзя. Какие это правила?

•   Нельзя отступать от предметно-содержательного обсуждения проблемы и переходить на личности.

•   Нельзя смотреть на своего партнера как на врага.

•  Нельзя терять лицо, то есть впадать в безудержный гнев, злость и мщение.

•   Нельзя терять внутреннюю установку на открытость и доброжелательность.

•  Нельзя отстаивать только свои интересы, не учитывая интересы партнера.

•  Нельзя, наконец, выбирать только силовые способы борьбы.

Современные тенденции реформирования организационной структуры

В настоящее время многие фирмы выбирают функциональный тип структуры, что дает воз­можность учитывать специализацию каждого хозяйственного звена, а в конечном итоге ор­ганизации приходят к дивизионалъному типу структуры (региональной или продуктной). Такие структуры ха­рактеризуются:

•   наличием оперативных подразделений с широкими полно­мочиями;

•   многоуровневой организационной структурой;

•   делегированием полномочий;

•   выделением функций стратегического управления и цен­тральных функциональных служб.

Однако некоторые параметры дивизиональной структуры способны снизить ее эффективность в современной ситуации:

1) явное различие мировоззрений специалистов разных под­разделений приводит к трудностям функционирования органи­зации как единого целого;

2) различие, а иногда и взаимоисключительность целей раз­личных подразделений может приводить к конфликтам между подразделениями (например, в интересах производственного звена выпуск продукции одного типа в течение более длитель­ного периода, что приводит к снижению издержек на перена­ладку оборудования, а в интересах отдела сбыта, работающего с разными покупателями, — быстрый переход с одного типа про­дукции на другой);

3) ограничения в освоении новых областей деятельности, продуктов, технологий (в связи с уменьшением темпов роста, наличием излишков капитала и производственных мощностей, тенденции к мелкосерийному производству под воздействием запросов потребителей);

4) независимость отдельных подразделений, производств, рынков, препятствующая интеграции различных направлений, исследовательской, конструкторской, производственной и сбытовой деятельности;

5) неспособность стимулировать внутреннее предпринима­тельство, которое в силу раздробленности организации доступно только высшему эшелону управления.

Таким образом, дивизиональная организационная структура не дает возможности подразделениям сконцентрировать и объе­динить свои усилия.

Возможны направления развития. Большее внимание уделя­ется горизонтальным процессам, пересекающим рамки струк­турных подразделений, объединяющих отдельные задачи в це­лое. Примером такого подхода является комплексное управле­ние, которое не требует разработки новой организационной структуры, а представляет собой новый набор управленческих процессов и управленческих структур, связанных с ним функ­ций и задач менеджеров на различных уровнях управления.

Способы реформирования организационной структуры связаны с изменением приоритетов в работе с персоналом:

•   введением матричных структур, требующих не столько под­чинения формальной структуре, сколько достижения эф­фективности управления;

• переходом от исполнительской позиции к участию в выра­ботке стимулирующих корпоративных целей;

•   переходом от контроля за работниками к развитию их спо­собностей и расширению перспектив. Ключевые процессы в рамках новой управленческой концепции:

предпринимательский — поощрение инициатив, обеспече­ние творчества и предпринимательства в первичном звене управления;

•  интеграционный — сбалансированное развитие и объединение потенциала, компетенции в рамках организационной структуры;

•   инновационный — стимулирование и управление изменени­ем и нововведением.

Одно из основных отличий нового подхода — порядок выра­ботки организационных целей и задач. Ранее стратегические за­дачи формулировало высшее руководство, но стратегии эффек­тивны лишь тогда, когда вписываются в масштабные организаци­онные задачи. Это означает, что необходимо создание такой ор­ганизации, в которой персонал способен стать приверженцем стратегических целей, быть ориентированным на изменение и на участие в развитии фирмы.

Адаптивность организационных структур

Гибкие структуры способны изменяться (адаптироваться) в   соответствии   с  требова­ниями среды (по аналогии с живыми орга­низмами). К ним относятся проектная и матричная организаци­онные структуры.

Проектная организационная структура представляет собой временное объединение специалистов внутри организации, ко­торое создается для решения конкретной задачи.

Матричная организационная структура (функционально-временно-целевая) характерна для организаций, для которых проектная форма постоянна. В этом случае управленческая вер­тикаль строится соответственно отдельным сферам деятельности организации, а по горизонтали осуществляется управление про­ектами. Для матричной структуры характерно создание непо­средственных связей между специалистами вне зависимости от их позиции в организации.

Проблемы, связанные с использованием матричной органи­зационной структуры, как правило, усматриваются в ее сложно­сти, связанной с необходимостью «увязать» большое количество вертикальных и горизонтальных связей в единое целое.

Факторы проектирования организаций

Это параметры внешней и внутренней среды, которые необходимо учитывать при создании проекта организационной структуры.

В самом общем виде можно выделить четыре группы факторов:

1) внешняя среда и инфраструктура, в которой действует организация;

2) технология работ и тип совместной деятельности;

3) особенности персонала и корпоративной культуры;

4) прототипы и уже существующие, и показавшиеся себя эффективными организационные структуры аналогичных орга­низаций.

1.  К факторам внешней среды относятся:

•   сложность внешней среды, которая определяется количест­вом и степенью схожести факторов, влияющих на организа­цию;

•   динамизм внешней среды, который связан со скоростью изменения факторов, влияющих на организацию извне.

При создании организационной структуры следует учиты­вать, что в зависимости от характера факторов внешней среды организация может существовать в четырех принципиально от­личных друг от друга ситуациях.

Рассмотрим более подробно возможные варианты ситуаций.

Ситуация  1— умеренно-высокая неопределенность: факто­ров немного, они схожи между собой, однако часто меняются, причем можно спрогнозировать возможность и логику их измене­ний. Такая ситуация может наблюдаться в отраслях, производящих товары народного потребления, например, одежду. Для предпри­ятий, работающих в подобной среде, может быть эффективна функциональная организационная структура, построенная, напри­мер по продуктному или потребительскому принципу.

Ситуация  2 — высокая неопределенность: факторов много, факторы не схожи и к тому же постоянно меняются по непредсказуемым траекториям. Такая ситуация может сложиться в отраслях, производящих сложное современное оборудование, например современные компьютерные системы. Для таких ор­ганизаций наиболее эффективной может оказаться проектная (или матричная при достаточном количестве одновременно осуществляемых проектов) организационная структура.

Ситуация  3 — умеренная неопределенность: факторов много, они не похожи друг на друга, однако ситуация достаточ­но стабильна, факторы почти не изменяются. Такая ситуация может наблюдаться в отраслях, связанных со сложным произ­водством, зависящим от множества аспектов ситуации, но дос­таточно стабильных и традиционных, например, поиск, добыча и переработка полезных ископаемых. Для подобных организа­ций может быть эффективна линейная организационная струк­тура, усиленная функциональными связями.

Ситуация 4 — низкая неопределенность: она практиче­ски стабильна — факторов мало, факторы схожи и практически неизменны. Такая ситуация может наблюдаться в ситуациях традиционного производства, например, охота, ремесленное производство.

2.  Технология работ и тип совместной деятельности. С точки зрения технологии работ наиболее существенное влияние на организационную структуру оказывают параметры, связанные с определенностью знаний о том, как делать работу, и определенно­стью времени поступления работы (рис. 11.2).

Рассмотрим более конкретно представленные ситуации.

Ситуация 1 может наблюдаться в подразделениях, выполняющих достаточно инновационную и малоалгоритмизируемую деятельность, однако регулярно и в предсказуемом временном режиме. Это могут быть такие структуры, как от­дел маркетинга, отдел финансирования, технический отдел, отдел снабжения.

Ситуация 2 может наблюдаться подразделениях, вы­полняющих инновационную деятельность, но не имеющих чет­ких сроков поступления работы, мало предсказуемую по време­ни ее начала и окончания. Как правило, это подразделения, связанные с преодолением кризисных или конфликтных ситуа­ций, структуры высшего управления.

 

 

Высокая

 

Ситуация 1

• Отдел маркетинга

• Отдел

финансирования

• Отдел снабжения

Функциональные

 

 

Ситуация 4

• Цех сборки

• Измерительная

лаборатория

• Отдел охраны

• Отдел АСУ

Линейная

 

Ситуация 2

 •Отдел НИОКР

• Отдел планирования

• Дирекция

• Комиссия по

разрешению

конфликтов

Проектные

Ситуация 3

• Ремонтный цех

• Машбюро

• Бухгалтерия

• Отдел кадров

Линейно-функциональная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкая

 

 
 

 

 

 

 

 
 
 
 

Низкая                     Высокая

 

Неопределенность в  поступлении работы и месте ее выполнения

 

  Влияние некоторых компонентов технологии на проектирование организации

Ситуация 3 может присутствовать в подразделениях, выполняющих несложную, алгоритмизированную деятель­ность, но с большой неопределенностью временного графика работы, например ремонтный цех, обслуживающий персонал, кадровая служба.

Ситуация 4 характеризуется низкой неопределенностью как времени поступления работы, так и порядка ее выполнения. Для подразделений все заранее запланировано: и что делать, и когда делать. Это могут быть подразделения конвейерной сбор­ки, отдел охраны, отдел автоматизации, измерительная лабора­тория и др.

Для подразделений, работающих в разных технологиях, мо­гут быть эффективны разные типы организационных структур.

 

Технология работ 

Тип совместной деятельности 

Тип организационной

структуры 

Ситуация   1

 

Ситуация  2

 

Ситуация  3

 

Ситуация  4

Совместно-индивидуальная Совместно-творческая Совместно-взаимодействующая Совместно-последовательная

 

Проектная с четкой закрепленностью ответственности и сроков Матричная

 

Линейная с функциональными

связями

Линейная

 

 

3. Особенности персонала и корпоративной культуры. При создании организационной структуры наиболее существенными могут оказаться:

•   уровень подготовки;

•   способность к командной работе;

•   тип управленческой роли;

•   тип организационной культуры.

1) Уровень подготовки — если в организации достаточно высококвалифицированный персонал, то даже в линейной струк­туре мы можем создавать достаточно «плоские» организацион­ные структуры, минимизируя количество звеньев управления. Это будет связано с возможностью расширения зоны контроля руководителя. Ели же персонал мало подготовлен и требуются частое вмешательство руководства, контроль и помощь, то целе­сообразнее использовать «высокую» организационную структу­ру. Безусловно, что более подготовленный персонал сможет эффективно работать в гибких (адаптивных) структурах и возмож­но использование проектных и матричных вариантов. Одним из путей изменений организационной структуры от линейной к матричной с учетом уровня квалификации персонала может быть введение функциональной организации, подготовка в ее рамках достаточного количества профессионалов, а затем пере­ход к адаптивным структурам. Такой путь организационного преобразования может быть использован при проведении одно­временной реорганизации и подготовки персонала.

2) Способность к командной работе — стремление специалистов организации к активной групповой деятельности, умение форму­лировать цели совместной работы, изменять структуру группы и распределение ролей в ней в зависимости от специфики задач и условий ее выполнения. Таким образом, в рамках этого параметра нас будет интересовать желание и умение работать совместно.

Естественно, что адаптивные организационные структуры (проектные и матричные) предъявляют особые требования к персоналу с точки зрения умения работать в команде. Проект — образование, создаваемое для решения конкретной задачи в оп­ределенный срок. В рамках проекта все должны суметь сделать максимум для достижения цели, ни одна задача не может быть решена эффективно, если группа не договорится о целях и планах деятельности и каждый не сможет сработать максимально эффективно. Для матричной структуры эти требования еще более ужесточаются, поскольку, возможно, каждому специалисту придется работать одновременно по нескольким проектам и со­ответственно в рамках разных команд. Понятие команды в мат­ричной организационной структуре становится несколько «виртуальным» — эта группа может не встречаться достаточно длительное время, разные специалисты могут включиться на разных этапах, они должны органично влиться в общую деятельность. Таким образом, если в организации нет достаточного количест­ва специалистов, способных к командной работе, она будет вы­нуждена больше использовать именно линейные оргструктуры.

3) Тип управленческой роли — наличие в организации руково­дителей, способных выполнять разные управленческие роли, также определяет выбор организационной структуры.

Если в организации большое число руководителей, способ­ных возглавить непосредственные трудовые коллективы, передавать свой опыт сотрудникам, управлять, используя средства мо­тивации и психологического контакта с подчиненными, то можно создавать линейную структуру с широким диапазоном контроля и сделать ее достаточно плоской, а при необходимо­сти инициировать новации и готовить новые направления деятельности, создавать и проектные (матричные) структуры. Од­нако, если в организации в достаточном количестве присутствуют только администраторы и диапазон средств воздействия ограничивается системами стимулирования и контроля, то целе­сообразно ориентироваться на создание жестких линейных структур, которые, впрочем, не смогут быть эффективны без привлечения сильных организаторов, способных спроектировать такие структуры и зафиксировать правила их работы в регла­ментирующих документах. Ситуация усугубляется еще и тем, что организаторы должны будут постоянно проводить мониторинг эффективности организационной структуры и регулярный дизайн (видоизменение) организации в зависимости от измене­ния ее существенных параметров. Не менее важным является наличие в организации квалифицированных управленцев, без достаточного числа которых не может существовать ни одна организация, живущая в изменяющейся (рыночной) среде.

4) Тип организационной культуры. Конечно, мы не сможем рассмотреть здесь многообразие конкретных корпоративных культур, возьмем за основание типологию организационных культур, основанную на типе совместной деятельности. Тип со­вместной деятельности, тип отношений и ценностей, характер­ных для разных организационных культур, будет детерминировать и тип адекватной организационной структуры (см.  табл. 11.4).

4. Прототипы и уже существующие организационные структу­ры. Для учета этого параметра необходимо ознакомиться с ана­логичными организациями. Для получения информации можно воспользоваться специальной литературой, литературой по ме­неджменту, пройти стажировку в аналогичных компаниях, обра­титься за помощью к консультантам. Делая выбор из ряда воз­можных прототипов, необходимо учитывать и стратегию органи­зации, специфичную для каждой фирмы.

 

Тип организационной культуры 

Тип организационной структуры 
Предпринимательская Партиципативная Органическая

 

 

Бюрократическая

ПроектнаяМатричная

Линейная с функциональными связями, горизон­тальными группами по типу «семьи»

Линейная

 

Что же необходимо учитывать при построении организации?

•   Цель управления и тип управления, который будет исполь­зоваться в организации, что косвенно связано с типом орга­низационной и корпоративной культуры.

• Особенности потребителей, те ожидания, которые они могут предъявлять к организации. Например, элитарному потре­бителю нельзя предлагать конвейерное производство (ли­нейную организационную структуру), значит, для реализа­ции его заказа необходимо создавать небольшие проектные группы.

• Территориальное размещение филиалов фирмы. Если фир­ма рассредоточена, то создать единую линейную структуру сложно, слишком много времени будет уходить, например, на передачу информации, следовательно, больше полномо­чий нужно передать филиалам, постепенно приближая их к работе в проектной оргструктуре.

ПЕРЕГОВОРЫ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

В любом коллективе иногда возникают затяжные, хронические конфликты. Если в первом случае конфликт был подавлен излишне авторитарными способами или его замяли, а проблема не была решена, возникает опасность неоднократного повторения конфликта с постепенным его усилением. Со временем формируется специфический конфликтный сценарий, когда при запуске того или иного, казалось бы, незначительного действия начинает раскручиваться конфликтный механизм, остановить который невозможно. И пока не реализуются все этапы конфликта, он не затихает.

Для таких случаев мы предлагаем переговорную технику, при помощи которой возможно конструктивное разрешение конфликтной ситуации. Регулирование конфликта при помощи, данной переговорной техники должно проводится после его окончания, примерно через 6 — 8 часов после того, как он прогорел. Сразу же после конфликта проводить обсуждение неэффективно, поскольку участники еще остаются во власти своих негативных эмоций и вместо разрешения проблемы можно заново повторить конфликтную ситуацию. Но и само обсуждение через несколько дней или недель после конфликта также может не иметь результата, потому что многие тонкости и нюансы имеющихся позиций будут утрачены или просто забыты.

Переговоры посредством такой техники состоят из четырех фаз и ведутся в течение одного — полутора часов между двумя или более конфликтующими сотрудниками.

Первая фаза: Найдите время, чтобы поговорить. Для переговоров необходимо назначить время и место, чтобы никто не мешал. Желательно, чтобы переговоры состоялись не раньше, чем прошли три часа после конфликта (чтобы люди успели успокоиться), но и не позже примерно суток после него (чтобы конфликт не стал для участников уже неактуальным). При получении принципиального согласия относительно переговоров следует обсудить три правила.

П р а в и л о 1. Запрещается использовать силовые приемы (упреки, давление, шантаж, манипулирование).

П р а в и л о 2. Есть и еще одно условие. Участники встречи не должны приходить с готовым решением. Оно должно быть сформировано в ходе переговоров. При этом важно, что такое решение должно выступить третьим вариантом.

П р а в и л о 3. После обозначения времени переговоров ни один из участников встречи не имеет права покинуть эту комнату раньше установленного времени.

Вторая фаза: Спланируйте контекст разговора. После того, как участники конфликта собрались в переговорной комнате, необходимо обсудить три основные ошибки, которых следует избежать, чтобы переговоры были успешными.

О ш и б к а 1. Установка на победу или поражение. Сотрудник, имеющий такую установку, рассуждает примерно так: Либо я выиграю, Либо я прав, либо прав только он, Если прав он, то ошибаюсь я, но если прав я, то ошибается он. Такие рассуждения неэффективны, поскольку цель переговоров — найти решение, при котором бы никто не проиграл.

О ш и б к а 2. Установка на то, что оппонент — плохой человек (конфликтный, имеющий низкую квалификацию и т. п.). В этом случае сотрудник блокирует собственное движение в переговорах, заранее негативно оценивая партнера.

О ш и б к а 3. Установка на крайнюю позицию: Либо терпеть, либо написать заявление об уходе. Многие выбирают терпение, что также неэффективно, поскольку не активизирует человека на анализ возникшей проблемной ситуации.

Третья фаза: Проговорите проблему. Начать переговоры необходимо с фраз приветствия, благодарности партнеру за его желание конструктивно урегулировать конфликт, выражения оптимизма (Все у нас получится) и изложения проблемы в открытой, объективной форме. Открытые переговоры должны вестись до того момента, пока между участниками, находящимися ранее в состоянии Я и ты против друг друга, не возникло состояние единства: Мы вместе против проблемы.

Четвертая фаза: Соглашение начинается в момент объединения партнеров по переговорам? На этой фазе необходимо выработать программу действий по предотвращению конфликта. При этом важно, чтобы содержание такой программы состояло из предложений обеих сторон.

Генезис профессиональной культуры

относится к [ Личностное развитие ]

Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновид­ность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кад­ровой работы. Если до этого кадровая работа была функцией ли­нейных руководителей различного уровня и ранга, а также ра­ботников (и руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администратор­ской) деятельностью, то возникновение управленческой (штаб­ной) функции, связанной с обеспечением должного уровня кад­рового потенциала организации, существенным образом расши­рило диапазон задач и повысило значение этого направления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности в системе совре­менного менеджмента связано становление кадрового менедж­мента, который постепенно интегрирует и трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей системного подхода, разра­ботка различных моделей организации как системы (не только функционирующей, но и развивающейся), на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте — управление человеческими ресурсами.

Для России становление этой новой профессиональной дея­тельности происходит в условиях коренных социально-экономических и социально-политических преобразований, по­этому незрелость институциональной среды приводит к тому, что освоение новых кадровых технологий тормозится традици­онными формами кадровой работы, унаследованной инфраструктурой. В связи с этим институционализация профессии «менеджер по персоналу», как и многих других специализаций в области менеджмента, без которых не может нормально функ­ционировать в наши дни ни бизнес, ни государственные структу­ры, идет своим извилистым путем. Ваш потребность в новых кадровых методах довольно хорошо осознана и функция кадро­вого менеджмента, в свою очередь, стимулирует появление в рус­скоязычном варианте 1) специализированных областей знания, 2) системы профессиональной коммуникации (специализиро­ванные издания, спорадические семинары и конференции) и 3) систем повышения квалификации (или профессиональной под­готовки), то отсутствие развитых форм государственной серти­фикации делает ключевыми факторами институционализации профессии способы социальной самоорганизации и моральной регуляции деятельности менеджеров по персоналу. Однако вопрос о формах социальной самоорганизации профессионалов не имеет пока однозначного ответа, так как в настоящее время наша цивилизация переживает профессиональную революцию.

Проектирование структуры организации

В силу ряда обстоятельств структура организации (или организационная структура) может и должна рассматриваться как отражение отношения организации к своему персоналу. Именно структура организации определяет степень включенности людей в дела предприятия, типы и принципы формирования рабочих групп и управленческих команд, особенности построения сетей коммуникации, и в конечном виде, ту метафору, в соответствии с которой и построена организация.

Виды структурирования

Поскольку структура — это прежде всего совокупность   взаимосвязанных  звеньев,   образую­щих систему, то возможные связи между звеньями системы позво­ляют различать следующие виды структурирования:

1) линейная — звенья связаны друг с другом последовательно;

2) функциональная;

3) кольцевая — звенья связаны друг с другом также последовательно, но «выход» последнего звена одновременно является «входом» первого;

4) «колесо» — в отличие от кольцевой в центре (на месте «оси») имеется звено, связанное со всеми остальными;

5) звездная — в отличие от структуры «колесо» отсутствуют периферийные связи  («обод»),  а звенья связаны  между собой лишь через центр (центральное звено);

6) многосвязная — в отличие от кольцевой структуры каждое звено связано со всеми остальными;

7) сотовая — каждое звено связано либо с четырьмя другими (либо с тремя) и имеет один внешний «выход» («вход»), либо с двумя и имеет два внешних «выхода» («входа»);

8) иерархическая — характеризуется наличием иерархии управ­ления;

9) смешанная — в различных подсистемах возможны перечис­ленные виды структур.

Экспериментальное изучение этих видов структурирования показало различную их эффективность. Так, достаточно про­стым и четко поставленным задачам, а также рутинным задани­ям, допускающим возможность ошибки, более соответствуют звездная и иерархическая структуры, поскольку обеспечивают быстрое получение решений. Многосвязная структура в смысле безотказности и правильности решения более подходит для сложных задач с неполной информацией, хотя процесс решения занимает больше времени. Линейная структура дает неплохие результаты при решении простых задач с малым объемом ис­ходных данных. Кольцевая — предпочтительнее там, где требу­ется творческий подход к решению, она же способствует наи­большей удовлетворенности участников своей деятельностью. Наименьшее влияние на результат решения оказывает квалифи­кация участников в многосвязной и сотовой структуре, а наибольшее — в звездной и иерархической.

С точки зрения «топографии» организационное пространст­во может быть распределено: 1) географически (цеха, отделы), 2) функционально (каменщик, нормировщик), 3) статусно (ра­бочие, служащие, руководители) и иерархически (начальник отдела, директор завода).

Основные типы организационных структур мы рассмотрели выше, сейчас же обсудим наиболее эффективные из них.

Линейная   организационная структура  

Это тип организационной структуры, строго иерархически организованной, характери­зующейся разделением зон ответственности и единоначалием.

Преимущества линейных организационных структур:

•   четкая система взаимных связей;

•   быстрота реакции в ответ на прямые приказания;

•   согласованность действий исполнителей;

•   оперативность в принятии решений;

•   ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения.

Основной проблемой, свойственной этому типу структуры, принято считать ограничения, задаваемые диапазоном контро­ля, который определяется качественными и количественными характеристиками связей, непосредственно «замыкаемых» на руководителе.

С точки зрения качественных характеристик речь идет о со­держании и направлениях информационных потоков между ру­ководителем и подчиненными, которые могут быть не только од­носторонними или двусторонними (параметр направления), но и регулятивными, информационными и проблемными (параметр содержания).

Количественные характеристики связей в большей степени, чем качественные, поддаются измерению.

Количество всех возможных отношений, в которые вступает руководитель со своими подчиненными, рассчитанное по этой формуле, представлено в табл. Из таблицы следует, что принципиальное изменение количества отношений руководите­ля с подчиненными происходит при увеличении числа подчи­ненных с одного до двух. Если один руководитель (Р) имеет двух подчиненных и Б), можно поддерживать прямые связи Р и А, а. также Р и Б. Однако бывают случаи, когда Р взаимодей­ствует с А в присутствии Б, и наоборот. Кроме того, между А и Б существуют взаимосвязи А — Б и Б — А.

Таким образом, можно различать три вида связей между руководителем и более чем одним подчиненным: 1) прямые, 2) групповые и 3) перекрестные.

Число подчиненных

Количество взаимосвязей

1

1

2

6

3

18

4

44

5

100

6

222

7

490

8

1080

9

2376

18

2259602

 

В зависимости от соотношения количества иерархических уровней к общему числу работников линейные организацион­ные структуры могут быть «плоскими» или «высокими».

Однако, отдавая предпочтение тому или иному типу линей­ной структуры, необходимо исходить из следующих параметров проектируемой организации:

1) сфера контроля за деятельностью подчиненных, которую предполагается возложить на руководителя (широкая, вклю­чающая все виды активности подчиненных, или узкая, специа­лизированная по направлениям деятельности);

2) уровень взаимосвязи между подразделениями (высокая интенсивность взаимодействия и обмена информацией или низкая);

3) степень неопределенности задач, решаемых структурой (низкая, когда решения известны и пути достижения целей ал­горитмизированы, или высокая);

4) уровень сложности задач, стоящих перед организацией. Ответы на эти вопросы могут служить основанием для выбо­ра типа линейной организационной структуры.

 

Параметры проектируемой организации 

Характеристика параметра

Тип линейной организационной структуры

 

 

«высокая

«плоская»

1 . Сфера контроля 

2. Уровень взаимосвязи отдельных подразделений

3. Уровень неопределенности решаемых задач

4. Уровень сложности решаемых задач

Широкая

Узкая

 

 

Высокий

Низкий

 

 

Высокий

Низкий

 

 

Высокий

Низкий

 

 

 

Функциональная организационная структура

Структура этого типа строится по принципу распределения функций внутри организации и чаще всего существует одновременно с ли­нейной, что создает двойное подчинение для исполнителей, так как функциональные подразделения получают право отдавать распоряжения в рамках своей компетенции нижестоящим под­разделениям других направлений.

Функциональные организационные структуры имеют сле­дующие преимущества:

1) более глубокую проработку решений по функциональным направлениям;

2) высокую компетентность специалистов, отвечающих за выполнение функций;

3) высвобождение линейных менеджеров от части задач, ре­шаемых функциональными руководителями.

Один из подвариантов функциональной структуры — дивизиональная (департаментная) структура. Она может быть по­строена по нескольким основаниям:

•   продуктному (принцип «один продукт — одна структура»);

•  региональному или географическому (принцип «один реги­он — одна структура»);

•   сегментальному (сегмент потребительского рынка, принцип «одна группа потребителей — одна структура»).

Модели измерения индивидуальной стоимости работника

Хотя использование первоначальных и восстановительных издержек человеческих ресурсов позволяет в какой-то мере оце­нить их стоимость для организации, такая оценка довольно ус­ловна и приближенна. Так, два работника, на приобретение и подготовку которых были затрачены одинаковые средства, могут впоследствии обладать совершенно разной производительно­стью, а значит, и разной ценностью для организации.

Экономическая теория стоимости основывается на предпо­сылке, что нечто может обладать какой-либо стоимостью, если оно обладает способностью приносить какую-либо выгоду или доход. Если нечто не обладает такой способностью, то оно не имеет и стоимости. Концепция стоимости человеческих ресур­сов основана на той же предпосылке. Человеческие ресурсы обла­дают стоимостью, если они способны приносить в будущем доход, предоставляя свою рабочую силу. Или, можно сказать: стоимость персонала, как и любых других ресурсов, есть сегодняшняя стоимость ожидаемых от них будущих услуг и доходов. Стоимость человека для организации также зависит от срока, в тече­ние которого он сможет предоставлять организации свои услуги и приносить доход, т.е. срока работы в данной организации.

Модель, основанная на понятиях условной и реализуемой стоимостей

Ученые из Мичиганского университета предло­жили модель индивидуальной стоимости работ­ника, основанную на понятиях условной и реа­лизуемой стоимостей.

Согласно их модели индивидуальная цен­ность работника определяется объемом услуг, который ожидает­ся, что работник предоставит или реализует, работая в данной организации. Это определяет ожидаемую условную стоимость ра­ботника (УС). В то же время индивидуальная ценность зависит от ожидаемой вероятности того, что работник останется рабо­тать в данной организации и именно здесь реализует свой по­тенциал. Таким образом, УС включает весь потенциальный доход, который работник может принести организации, если он всю оставшуюся жизнь будет работать в ней. Ценность работника с учетом вероятности того, что он останется работать в организации в течение какого-то времени, определяет ожидаемую реализуемую стоимость (PC). Ожидаемая реализуемая стоимость состоит из двух элементов: 1) ожидаемой условной стоимости и 2) вероятности продолжения членства в организации, которая выражает ожидание руководства по поводу того, какая часть этих доходов будет реализована в организации до предполагае­мого времени ухода работника.

Математически это можно выразить следующими уравне­ниями:

 РС =  УС х Р(О),

Р(Т) = 1 Р(О),

АИТ = УС  РС = РС х Р(Т),

где УС и PCожидаемые условная и реализуемая стоимости;

Р(О) — вероятность того, что работник останется работать в организации через некоторый промежуток времени; Р(Т) — вероятность ухода работника из организации или показатель текучести;

АИТ — альтернативные издержки текучести.

В данной модели стоимость человеческих ресурсов является вероятностной величиной. Для организации это может означать, что не всегда работник с наибольшим потенциалом будет наи­более полезен компании. И менеджер по персоналу, стремя­щийся оптимизировать стоимость своих человеческих ресурсов, должен предпочесть кандидата с наибольшей реализуемой стои­мостью, а не просто наиболее способного.

Модель также описывает зависимость стоимости человече­ских ресурсов от степени их удовлетворенности. Поэтому удов­летворенность должна измеряться и доводиться до руководства организации.

PR-технологии

относится к [ Личностное развитие ]

Технологии PRстратегические и тактические коммуникационные технологии, разработанные и осуществляемые с целью достижения взаимопонимания с раз­личными группами общественности субъекта.

В качестве PR-технологий, как правило, могут использоваться:

1) устное сообщение (пресс-конференции, выступления пе­ред различными социальными группами, планирование и резер­вирование наиболее значимых мест выступления, а также подго­товка речей для других сотрудников фирмы и их тренинг в об­ласти ораторского искусства);

2) паблисити (в том числе через контакты с прессой, радио и ТВ, издателями для содействия последующей публикации мате­риалов с новостями об организации);

3) написание репортажей, пресс-релизов, текстов к буклетам, рекламных статей и пр., а также любых технических материалов и описания продукции;

4) издательская работа;

5) специальные мероприятия по представлению фирмы, ее товаров и услуг, например выставки, специальные показы новой продукции, дни «открытых дверей», способные восприниматься как интересные для аудитории новости и обеспечивать атмосфе­ру доверия к фирме;

6) распространения с наибольшей эффективностью печат­ных, фото- и видеоматериалов среди различных групп общест­венности;

7) имиджевая реклама (имени и репутации фирмы);

8) спонсорство;

9) аналитические и консалтинговые технологии.

Вот почему в PR требуются не только специалисты по работе с прессой, а образовательные стандарты по PR в цивилизован­ных странах предполагают хорошее знание специалистами этой сферы не только основ работы с текстом, иностранных языков и технологий различных СМИ, но также и менеджмента, эконо­мики, социологии, психологии, статистики и прочего.

Хотя организации обращаются в PR-агентства по более широкому спек­тру проблем, но все они так или иначе могут либо мешать, либо способство­вать равноправному диалогу с общественностью.

 

Образовательный состав PR-специалистов в США и Западной Европе (по материалам специального опроса, %):

 

Журналисты

40

PR

15

Социальные науки

12

Экономика/менеджмент

10

Маркетинг

4

Реклама

4

Остальные

17

 

Наиболее распространенные услуги, заказываемые

 в PR-агентствах (%):

 

Общение с прессой и подготовка пресс-релизов

99

Выработка коммуникационной политики

90

Публикации в местной прессе

80

Контакты с официальными представителями общественности

75

Подготовка речей и других письменных материалов

70

Подготовка аудио-, видео- и фотоматериалов

70

Publicity

66

Выставки, шоу и пр.

66

Подготовка PR-менеджеров

50

Подготовка финансовых документов для публичных представлений

45

Маркетинг и реклама

40

Информация о конкурентах

40

 

Ситуации, в которых руководство фирмы прибегает к услугам PR-агентства:

1) организация активного продвижения нового товара, меняющего имидж фирмы;

2) повышение конкурентоспособности (при выходе на рынок с высокой конкуренцией);

3) снижение сопротивления общественности и борьба со слухами;

4) предполагаемое изменение имиджа организации;

5) кризисы, катастрофы и аварии, затрагивающие большую часть общества;

6) конфликты интересов (между двумя фирмами, между фирмой и ее ре­ферентными группами и т.д.);

7) неэффективность коммуникации (потеря доверия общественности к материалам фирмы).

ЧТО МОЖНО И ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

относится к [ Работа с заказчиком ]

Подведем итоги. Что следует делать и что не следует в конфликтной ситуации?

Следует делать:

•  Сохраните самоконтроль и сдержанность.

•  Дайте партнеру выпустить пар.

•  Не подливайте масла в огонь: не вступайте в конфликтный диалог, не увязайте в критических замечаниях, не переходите на личности.

•  Попросите партнера сформулировать суть его претензий и конечный результат, к которому он стремится.

•  Четко и объективно выскажите свою позицию по отношению к ожиданиям партнера.

•  Старайтесь держаться на равных.

•  Если вы виноваты, извинитесь или признайте свою ошибку, но без самоунижения, спокойно и с достоинством.

•  Оформите принятую договоренность и оговорите взаимоотношения на будущее. Четко определите границы: что конкретно не следует дальше делать, чтобы не вызывать повторение конфликта.

•  Старайтесь поддерживать баланс отношений в тех границах, которые заданы вами партнером. Выходите за пределы этих границ только в тех случаях, в которых это сделал ваш партнер. Обсудите с ним его действия по нарушению ваших договоренностей.

Не следует делать:

Не смотрите на вашего партнера излишне критично.

Не приписывайте ему отрицательные черты характера и низменные настроения.

Не демонстрируйте свое превосходство.

Не обвиняйте.

Не игнорируйте интересы вашего партнера.

Не позволяйте себе видеть ситуацию только со своей стороны.

Не уменьшайте заслуги партнера и не преувеличивайте свои собственные заслуги.

Не задевайте болевые точки партнера, его слабые и уязвимые места.

Не обрушивайте на партнера слишком много претензий.

Не ставьте ультиматумы: Если вы не сделаете это, отношения с вами у меня будут разорваны.

Поведение менеджера

относится к [ Личностное развитие ]

1. Исходя из видения будущего кадровых служб и опираясь на опыт успешных корпораций, можно определить роли, ключевые для профессии менеджера по персоналу.

Кадровый стратег — член управленческой команды, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии, а также организационные механизмы ее обеспечения; системы управления и руководства службами, осуществляющими функции кадрового менеджмента (вице-президент по управлению персоналом).

Руководитель службы управления персоналом — организатор работы кадровых подразделений.

Кадровый технолог — разработчик и реализатор творческих подходов в специфических для менеджера по персоналу областях деятельности, компетентный в специальных и технологических знаниях, способный привле­кать разнообразные внутренние и внешние ресурсы и их эффективно ис­пользовать с учетом деловых перспектив организации (руководитель службы организационного развития или развития персонала).

Кадровый инноватор — руководитель, лидер-разработчик экспериментальных, инициативных или пилотажных проектов, требующих большого внимания и тщательной проработки, прежде чем они получат широкое распространение в практике кадрового менеджмента организации.

Исполнитель — специалист, осуществляющий оперативную кадровую политику.

Кадровый консультант (внешний или внутренний) — профессионал, использующий панорамное видение перспектив корпорации, практические знания в области управления человеческими ресурсами и навыки эксперта, для определения потребностей, возможностей и путей решения проблем, связанных с развитием организационно-кадрового потенциала.

2. Этическое регулирование деятельности работников кадровых служб, как и всякая другая профессиональная этика, возникает тогда, когда представители данной профессии сталкиваются с проблемами, которые невоз­можно разрешить никакими другими средствами, кроме средств морали: осознание противоречия между должным и сущим, свободный моральный выбор, императивные ценностные формы — идеалы, принципы и нормы.

3. Как поступать в ситуациях морального выбора?

Шаг 1. Распознать и прояснить дилемму.

Шаг 2. Получить все возможные факты.

Шаг 3. Перечислить все ваши варианты выбора.

Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая три вопроса:

1) Это законно?

2) Это правильно?

3) Это полезно?

Шаг 5. Принятие решения.

Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая два вопроса:

1) Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении?

2) Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в местной печати?

Шаг 7. Предпринять действие.

4. Для рационального построения кадрового менеджмента и взаимоотношений в организации менеджер по персоналу должен уметь разрешать этические дилеммы и выбирать наиболее эффективные и в то же время морально безупречные способы поведения. Для этого необходимо знал основные правила поведения в ситуации морального выбора, а также разбираться в тонкостях конкретных правил поведения в типичных производственных ситуациях.