Требования, предъявляемые к кадровому психодиагносту

относится к [ Личностное развитие ]

Существенное влияние на результат психодиагностической работы оказывают многочисленные субъективные факторы.

Профессиональное мировоззрение

Это первая группа субъективных факторов, влияющих на результаты диагностической рабо­ты. Профессиональное мировоззрение специали­ста в свою очередь определяется особенностями полученного ди­агностом образования. Наличие базового психологического обра­зования может свидетельствовать о глубоком понимании методо­логических основ прикладной психологии и усвоенных за годы обучения в вузе профессиональных нормах и деонтологических принципах. Большое влияние на систему ценностей и убеждений специалиста оказывает профессиональная среда.

Индивидуально-психологические особенности

Это вторая группа субъективных факторов, влияющих на работу кадрового психодиагноста. Существует  оправданное   мнение,   что   в   профессиях типа «человек — человек» важнейшую роль играет личность специалиста. Рассматривая этот вопрос с позиций кад­рового консультирования, можно обозначить некоторые индиви­дуально-психологические   качества,   повышающие   профессио­нальную эффективность консультанта-психодиагноста:

1) Мотивационно-ценностные особенности:

•   гуманистическая направленность;

•   выраженный интерес к людям;

•  ориентация на дальнейшее профессиональное и личностное развитие;

•   отсутствие выраженного мотива власти.

2) Характерологические качества:

•   устойчивая позитивная самооценка;

• развитые коммуникативные качества (гибкость в общении, умение устанавливать и поддерживать контакт с различными категориями людей, способность к эмпатии, ориентация на построение конструктивных партнерских отношений с окружающими; богатство ролевого репертуара);

•   повышенный уровень личной ответственности;

•   устойчивость в отношении психологического давления;

•   высокий уровень эмоционального и волевого самоконтроля;

•   отсутствие предвзятости;

•   доброжелательность;

•   уверенность в себе и результатах своей деятельности.

3) Способности:

высокий уровень интеллектуального развития (выраженные способности к анализу и обобщению информации, интел­лектуальная гибкость);

• умение решать интеллектуальные (диагностические) задачи в условиях дефицита информации;

•   развитое произвольное внимание;

•   высокий уровень вербального развития (умение грамотно и понятно излагать свои мысли, составлять тексты).

4) Темперамент, особенности высшей нервной деятельности:

•   скорость психических процессов — не ниже среднего.

Кроме того, существенным является наличие у специалиста по психодиагностике определенного личностного и жизнен­ного опыта.

Перечисленные выше качества психодиагноста описывают «идеального» специалиста. В реальной жизни успешный спе­циалист в большинстве случаев формирует индивидуальный стиль профессиональной деятельности за счет уникального сочетания и компенсации одних личностных черт другими.

Однако у подобной компенсации существуют определенные ограничения. В связи с этим необходимо перечислить психологи­ческие противопоказания к профессии психодиагноста:

•   заниженная самооценка;

•  недостаточно высокий интеллектуальный уровень;

•   сниженный культурный уровень;

•   агрессивность.

Профессиональная роль

Это третья группа субъективных факторов, оказывающих влияние на результаты психоди­агностики. Профессиональная роль определя­ется уровнем технологической оснащенности, т. е. уровнем владе­ния психодиагностическими инструментами и их возможностя­ми в предоставлении необходимой для эффективной кадровой работы информации.

Дополнительные задачи и временные затраты на разные ви­ды работ влияют на отношение к диагностической работе и по­нимание ее контекста. Если психодиагност совмещает свою ос­новную работу с консультационным сопровождением организации, то создаются предпосылки для более тонкой, глубокой реа­лизации критериев отбора.

В целом уровень профессиональной активности специалиста по кадровой психодиагностике имеет огромное значение. Его «надситуативная» активность (т.е. стремление выйти за рамки узкой задачи в соответствии с комплексным видением ситуации) не только расширяет контекст психодиагностики, но и создает предпосылки для формирования новых возможных направлений кадровой работы.

Опрос руководителей кадровых служб и специалистов по оценке персонала позволил выделить ряд параметров, которые имеет смысл учитывать при подборе кандидата на должность психодиагноста.