Командообразование как технология формирования управленческого потенциала организации

Об управленческих командах и их создании специалисты в области высокоэффективного менеджмента, организационного развития и социальной психологии заговорили относительно недавно, чуть больше 30 лет назад. Первые исследования команд­ной деятельности, опубликованные в начале 60-х годов, были по­священы поискам способов повышения эффективности и про­дуктивности управленческого труда.

Возникновение интереса к командному подходу связано со следующими тенденциями в области развития организаций и высокоэффективного менеджмента.

1. Современные организации обладают ярко выраженными тенденциями к усложнению и увеличению своего структурного и функционального состава, что требует внедрения более эффек­тивных организационных форм и методов коллективного управ­ления, которые позволили бы минимизировать время принятия управленческого решения и одновременно повысить его качест­во, т.е. продуктивность, целесообразность и своевременность. Си­туацию можно разрешить за счет создания «плотно пригнанной» (хорошо сформированной) управленческой команды, улучшаю­щей решение крупных и междисциплинарных проблем.

2. Почти все успешно развивающиеся и обладающие высокой конкурентоспособностью фирмы и корпорации и в нашей стра­не, и за ее пределами строят свое развитие как на основе удовле­творения запросов потребителей настоящего времени, так и по­требностей завтрашнего дня, создавая отделы новой техники, проблемно-перспективные лаборатории и т. д. Подразделения такого рода характеризуются повышенной подвижностью орга­низационных структур — им свойственна «меняющаяся геомет­рия», зависимая от смены задач (переход сотрудников от проекта к проекту, приглашение внешних экспертов и исполнителей, создание временных отделов и т. п.). Доля такого типа отделов, на пример, в корпорации «Интелл» составляет 25% от общего числа сотрудников. Успешное функционирование их основывается, в частности, на повышении инновационных способностей иссле­довательской группы за счет создания «поля идей», атмосферы творческого поиска, а также коллектива единомышленников, принимающих на себя ответственность за перспективы развития организации вместе с администрацией, что по сути является проявлением командного подхода в инновационном менеджменте.

3. Рассматривая производительность менеджера как производительность организации, которую он возглавляет или на которую оказывает косвенное воздействие, отмечают, что дальнейшее уве­личение производительности управленческого труда зависит от осознания того факта, что менеджер любого ранга связан с созда­нием коллективного продукта труда. Принадлежность отдельного сотрудника к «философии общего дела», т. е. выработка «духа командности», имеет огромное значение как мотивирующий фактор для повышения производительности организации в целом.

Понимание менеджерами правил командной игры определя­ет быстрое и эффективное решение таких ситуаций, как нечеткое распределение обязанностей при реализации проекта, повыше­ние мотивации занятия предметной деятельностью и осознание причин низкого личного вклада конкретного члена группы, уст­ранение межличностных трений и других, в которых происходит столкновение личных мотивов и нужд организации.

4. Признание самого существования командного подхода свя­зано с последними исследованиями в области развития органи­зации и представлениями о ней как об обладающей особой куль­турой, ценностями, символическими ритуалами. «Социотехническая модель организации» как микромодель человеческой циви­лизации наиболее полно отражает реальные процессы и дейст­вительность. Отмечается:

…современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и от­дельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотруд­ников и облегчать продуктивное общение между ними.

Организационная культура является одной из составляющих командного менеджмента, поскольку он тесно связан с символическими способами репрезентации управленческой деятельно­сти. Для повышения ее эффективности огромное значение при­обретает, наряду с исследованиями существующих организаци­онно-структурных форм (морфологии организации), изучение влияния ценностного аспекта взаимососуществования членов управленческих групп на производительность организации.