Этапы конкурса

Конкурс может проходить в несколько этапов. Организация конкурсных процедур предполагает их подготовку, проведение и подведение итогов.

В центре подготовительного этапа — процесс создания конкур­са (формирование организационных структур, правил, процедур проведения, профессиональной и материально-технической базы), продолжающийся с момента принятия решения о проведении конкурса до утверждения окончательного списка конкурсантов.

На основном этапе главное внимание уделяется процессу сбора информации о кандидатах (значимой в рамках используе­мого подхода), он продолжается с момента начала первой про­цедуры конкурса, включает подэтапы, разделяемые подведением промежуточных итогов и принятием решений о допуске конкур­сантов к участию в следующем подэтапе, и заканчивается под­ведением итогов последнего подэтапа.

На заключительном этапе конкурса центральным является процесс легитимизации его результатов, он начинается с момен­та подведения итогов и заканчивается утверждением результа­тов. В зависимости от парадигмы проведения конкурса утвер­ждение результатов производится тем органом, который создал конкурсную комиссию.

Подготовительный этап   

Важнейшим условием проведения конкурса является создание конкурсной (избирательной) ко­миссии — органа, ответственного за подготовку и проведение конкурса. В зависимости от парадигмы конкурса можно выделить различные функции конкурсной комиссии.

1) «Подбор» — конкурсная комиссия создается с целью легити­мизации решений, принимаемых руководителем. Возможные ее задачи: нормативное закрепление процедур конкурса, разработан­ных экспертами, обсуждение и подготовка материалов для приня­тия решения руководителем, утверждение принятого решения.

2) «Выборы» — конкурсная комиссия (избирательная комис­сия) создается с целью подготовки и проведения голосования (или другого варианта волеизъявления) работников трудового коллектива или собрания акционеров по вопросу о будущем ру­ководителе. Ее задачи: организационная подготовка мероприя­тия, обеспечение соблюдения норм его проведения, подведение итогов и объявление результатов.

3) «Отбор» — конкурсная комиссия создается с целью обес­печения мероприятий по объективной оценке кандидатов в со­ответствии с выделенными профессиональными, управленче­скими и другими параметрами оценки. Задачи конкурсной ко­миссии: разработка правил проведения конкурса, его подготов­ка, обеспечение объективности экспертной оценки кандидатов и соблюдение правил проведения конкурса, конкурсная комиссия правомочна  принимать решения  об  утверждении  результатов экспертных оценок.

В подготовке подготовительного этапа важно уделить внима­ние кадровому обеспечению’.

•   парадигма «подбор» — персональный состав конкурсной комиссии должен включать людей, которым доверяет субъ­ект, объявивший конкурс;

• парадигма «выборы» — конкурсная (избирательная) комис­сия должна включать людей, которым доверяет трудовой коллектив;

• парадигма «отбор» — конкурсная комиссия должна вклю­чать представителей всех заинтересованных групп, профес­сионально компетентных в вопросах кадровой работы. Целесообразность  включения   мероприятий   подготовитель­ного этапа конкурса в рамки различных парадигм его проведе­ния представлена в табл., где оптимальные в рамках пара­дигмы мероприятия обозначены символом «+»; не совместимые с парадигмой мероприятия — символом «—»; мероприятия рамках парадигмы — символом «0».

Мероприятия по подготовке конкурса

Парадигма конкурса

Подбор

Отбор

Выборы

1. Принятие решения о необходимости проведения конкурса

+

+

+

2. Создание конкурсной (избирательной) комиссии

+

+

3. Разработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность конкурсной избирательной комиссии

+

0

4. Публикация  объявления о проведении конкурса

0

+

0

5. Разработка программы основного этапа конкурса

0

+

6. Утверждение программы основного (в некоторых случаях и заключительного) этапа проведения конкурса (заседание конкурсной комиссии)

0

+

7. Подбор специалистов и формирование групп научного сопровождения

0

+

8. Разработка необходимого инструментария

0

0

+

9. Создание организационно-технической группы по материально-техническому обеспечению основного и заключительного этапов конкурса

0

+

+

10. Подготовка и оценка рефератов

0

+

11. Подготовка материалов к рассмотрению на заседании конкурсной комиссии

0

+

+

12. Рассмотрение документов, представленных кандидатами на участие в конкурсе (заседание конкурсной комиссии)

+

+

0

13. Определение списка кандидатов на участие в конкурсе

+

+

+

14. Инструктаж (ознакомление конкурсантов с правилами проведения конкурса и получение от них письменного согласи на участие в нем)

0

+

0

15. Утверждение окончательного списка конкурсантов (заседание конкурсной комиссии)

+

+

+

 

Основной этап. Формирование программы конкурса

Предполагается гибкий подход к проведению конкурса, когда парадигмы, используемые ме­тоды выбираются в зависимости от ситуации, сложившейся в организации.

Управленческая форма  Парадигма конкурса
Подбор

Выборы 

Отбор 

БюрократическаяДиалоговая (знаньевая)

Коллективистская

Рыночная

Демократическая

ОптимальнаяЖелательная

Возможная

Нежелательная

Невозможная

Невозможная

Нежелательная

Желательная

Возможная

Оптимальная

НежелательнаяОптимальная

Невозможная

Желательная

Возможная

 

Рассмотрим несколько подходов к конструированию про­граммы и выбору методов отбора кандидатов на вакантную долж­ность руководителя.

1. Аттестационный способ. Основан на принципе построения делового портрета кандидата с помощью специально разрабо­танного метода персонал-технологии. Суть метода заключается в разработке перечня из 80 профессиональных, деловых и лично­стных качеств применительно к данной конкретной управленче­ской деятельности. Эти качества описываются в виде словаря де­ловых характеристик. Для каждого аттестуемого назначается группа экспертов из числа вышестоящих руководителей, подчи­ненных и коллег, которые хорошо знают оцениваемого кандида­та. Экспертов просят выбрать из предлагаемого перечня качест­ва, подходящие для данного кандидата. В результате обработки данных на компьютере получается деловой портрет. Качество этого портрета зависит от перечня фраз словаря деловых харак­теристик, предлагаемых экспертам. Компьютер выдает на печать готовый документ, содержащий наряду с объективными данны­ми (должность, возраст, образование и т. д.) однозначно всеми понимаемый текст из 16 фраз-характеристик. Экспертам обес­печивается анонимность.

При необходимости количество оцениваемых качеств можно увеличить с 80 до любого разумного количества, алгоритм обработки данных на ЭВМ должен быть уже иной.

Аттестационный способ не применяют для отбора в чистом виде, и как правило, дополняют собеседованием и другими ме­тодами испытаний.

Достоинства конкурса на базе персонал-технологии: высокая \ технологичность и структурированность. Особенно эффективен этот подход при конкурсном отборе молодых специалистов в резерв на руководящие должности. После специального обучения из таких резервистов получаются хорошо подготовленные для работы в новых условиях руководители.

Недостаток — жесткая структурированность и потому затруднительность применения этого подхода в нестандартных условиях.

2. Игротехнический способ — достаточно сложная и разнообразная процедура. Известны два принципиальных игротехнических подхода: 1) на основе менеджерской концепции В.К. Тарасова со строго структурированными игровыми имитационными процедурами (персонал-технология), 2) на базе организационно-деятельностных игр (ОДИ).