УБЕЖДЕНИЕ

относится к [ Личностное развитие ]

УБЕЖДЕНИЕ — это воздействие на рациональную сторону психики людей при помощи логических формулировок, аргументов, доводов и оснований. В этом случае текст выступающего имеет следующую структуру: фиксация позиции, формулирование аргументов в ее защиту, приведение практических примеров для иллюстрации высказанной идеи, разработка выводов, рекомендаций или требований.

Убеждение срабатывает в таких условиях.

 1.  Характеристика слушателей

•  Слушатели — квалифицированные сотрудники с большим профессиональным опытом.

•  В основном слушатели — мужчины. Именно на мужской состав аудитории хорошо действует убеждение.

•  Выступающий имеет авторитет у своих слушателей как профессионал и человек.

 2.  Характеристика выступающего

•  Применение метода убеждения требует от выступающего высокой интеллектуальной культуры. Он должен хорошо владеть материалом и четко формулировать аргументы.

•  Хорошо, если выступающий изложит примерно 5 — аргументов, не менее и не более. При меньшем количестве аргументов позиция докладчика может показаться не очень аргументированной. Но если будет приведено слишком много аргументов, аудитория может потерять доверие.

•  При разработке аргументации необходимо выбирать только те доказательства, в которых докладчик действительно уверен. Если при убеждении допускается ошибка хотя бы в незначительном моменте, аудитория теряет внимание и перестает слушать.

 3.  Наличие времени

•  Если внушение производится за считанные минуты, то чтобы развернуть аргументацию, нужно достаточно длительное время. Здесь нельзя спешить.

•  Формулировки выступления следует отточить так, чтобы они были ясными и прозрачными в логическом отношении.

•  Если текст, ориентированный на внушение, может быть эмоциональным, то при логическом воздействии необходимо говорить до определенной степени бесстрастно, очищая свое выступление от эмоций и субъективного содержания.

•  При убеждении говорить с аудиторией нужно медленно, с паузами, поддерживая с ней энергетический и зрительный контакт. Если возник разрыв в логике доклада:

•  Никогда не говорите, что вы что-то недоработали или забыли. Потеря основной нити выступления случается со всеми. Сохраняйте спокойствие.

•  Повторите последнюю фразу: Хочу подчеркнуть высказанную мною мысль….

•  Задайте вопросы к аудитории: Что вы думаете по этому поводу?, Какие будут вопросы?.

•   Смените тему: Далее, я бы хотел (а) сказать…, Перейдем к следующему вопросу….

•  Пошутите. Умелая шутка — лучший прием выступающего.

 Если докладчик получает реплики из зала:

 •  Главное: не терять равновесия.

•  Попросите того, кто отпускает реплики, самому выразить свою мысль с трибуны. Как правило, такой человек отказывается это сделать. Не так просто сменить место и перейти в позицию выступающего.

•  Можно вообще не дать никакой реакции: Хорошо, я вернусь к вашей реплике позже. Какое-то время спустя вполне возможно, что необходимость такого возврата отпадет.

•  Можно ответить и так: Я понимаю, это — ваша точка зрения. Сейчас выступаю я и высказываю свою точку зрения,

•  И наконец, можно рискнуть: Я вообще могу не говорить…. В девяти случаев из десяти среди слушателей обязательно найдутся один или несколько человек, которые потребуют: Дайте человеку закончить!, Пусть говорит!.

 Если докладчика критикуют:

 •  Опять же, не следует терять самообладания. Критикуют всех. И более того, больше критикуют тех, кто задевает за живое, нравится и вообще является ярким человеком.

•  Критиковать могут также и за тем, чтобы выудить из докладчика дополнительную информацию.

•  Часто критикуют безотносительно к выступающему. Критик может быть просто не доволен собой и за счет высказывания жестких фраз он сбрасывает напряжение и успокаивается. Критиковать могут также и для того, чтобы привлечь внимание к себе и отвлечь от выступающего.

•  Среди критиков много таких людей, которые стремятся вывести другого человека из равновесия. Зачем? Просто так! Для того, чтобы испытать удовлетворение и даже удовольствие.

•  Мудро поступает тот, кто не принимает критику близко к сердцу и не переживает.

•  Критику можно нейтрализовать такими словами: Я с вами согласен (согласна). Но давайте посмотрим на проблему другими глазами…. Критика обезоружит, если докладчик проявит солидарность с ним: Я искренне хочу того, чего хотите вы. Но реальные условия таковы, что я должен (должна) подчиниться суровой необходимости и сделать так….