Методы работы психолога с персоналом

Сотрудничество независимых практических психологов с работниками банков может быть более эффективным в плане свободы первых от обязательной деловой дипломатии. Проблемы, подлежащие психологическому анализу, выделяются самими психологами. Организация тестирования или психотренинга осуществляется ими по правилам и нормам профессиональной психологической работы. При этом, однако, многие скрытые проблемы отношений, имеющиеся в банке, могут остаться не выявленными за тот срок работы, который отведен для независимой психологической группы по договору. Кроме этого, трудно, а подчас и невозможно проследить результаты и социально-психологические последствия после тестирования или психотренинга.

На взгляд автора, наиболее приемлемым выходом в данной ситуации может быть установление эффективного взаимодействия и сотрудничества между психологами, стационарно работающими в байках, и психологами, выезжающими в ту или иную банковскую организацию для работы по договору. Такое сотрудничество предполагает обмен информацией между психологами как относительно ситуации в банке, так и относительно результатов, полученных в договорной работе.

В отечественной психологической практике распространены определенные методы работы с банковским персоналом. Так, в банковской сфере успешно проходят лекции и семинары. Люди ориентированы, прежде всего, на информационное обучение, и с этим приходится считаться, несмотря на то, что в практической психологии данные методы работы считаются малоэффективными.

Содержание лекций и семинаров строится в учебно-нормативном режиме: фиксируется, как психологически грамотно необходимо организовывать деловое общение и взаимодействия, а затем описываются конкретные психотехнологии.

Психотехнические сеансы проводятся индивидуально или в группах и имеют лечебную или профилактическую направленность. В банковской сфере проводятся также психо-тренинги и деловые игры, нацеленные на формирование у участников практических навыков делового общения и взаимодействий, а также на расширение имеющегося регистра коммуникативных возможностей.

Индивидуальные и групповые консультации проводятся психологами с целью обеспечения работников банков квалифицированной психологической информацией, необходимой для оптимизации принятия управленческих решений. Некоторые крупные работники банков имеют своих личных психологов, не включенных в штатное расписание, но выступающих, по существу, в качестве тайных советников. Отмечаются отдельные случаи приглашений психологов на долгосрочную работу в семьи состоятельных банкиров с целью воспитания детей и консультирования взрослых.

Довольно успешно в банковской сфере применяется психодиагностика — тестовые пробы, опросники, проективные методики. Цели психодиагностики различны: профессиональный отбор поступающих, проведение аттестации персонала, поиск эффективного индивидуального стиля управления для конкретного руководителя и др.

Программа социально-психологической поддержки банковских служащих направлена на достижение двух основных целей: организацию специализированной психологической поддержки конкретных групп банковских служащих и общепсихологических мероприятий, полезных для всего работающего кадрового состава банков. На практике выбор формы, направленности и продолжительности социально-психологической работы в банках зависит от конкретного заказа.