Затраты на обучение как прибыльные капиталовложения

 

Параметры

Традиционное обучение

Интегрированное обучение

Объект Отдельный руководитель Группы, межгрупповые связи, ру­ководитель и группа
Содержание Основы управленческих знаний и навыков Коммуникативные   навыки,   уме­ния разрешать проблемы
Обучающиеся Руководители младшего и среднего звена Все руководители вплоть до выс­шего звена
Учебный процесс Основан на информации и рационализации Основан на информации, рацио­нализации, коммуникации и эмо­циях
Стиль обучения Исходит из предметов и особенностей преподавателей Исходит из особенностей участни­ков,  их опыта, проблем, отноше­ний и умений консультантов
Цели обучения Рациональность и эффективность Приспособление,   изменение,   ин­формирование
Форма проведения Местные семинары, курсы Свободный выбор форм в зависимо­сти от необходимости и ситуации
Ответственность за проведение Преподаватели, организаторы Участники
Стабильность программы Стабильная Гибкая программа, адаптированная к ситуации
Концепция обучения Адаптация руководителей к нуждам предприятия Одновременно изменить руководителей и организацию
Участие в подготовке учебных и других программ Участники не включены в составление учебных программ Руководители принимают участие в составлении программ изменения предприятия
Направленность Ориентация на знания, которые могут пригодиться в будущем Ориентация на конкретное изменение
Активность участников Как правило, малоактивны Как правило, очень активны

 Уже с 70-х годов большинство руководителей американских   корпорации   стали   рассматривать затраты на обучение как прибыльные капиталовложения, а отделы развития персонала и внутрифирменные учебные центры — как подразделения, уча­ствующие в создании прибыли.

Один из вариантов оценки эффективности может быть осно­ван на теории человеческого капитала, в соответствии с которой знания и квалификация наемных работников рассматриваются как принадлежащий им и приносящий доход капитал, а затраты времени и средств на приобретение этих знаний и навыков — инвестиции в него.

Можно выделить следующие характеристики основного капитала;

•   цена приобретения;

•   восстановительная стоимость;

•   балансовая стоимость.

Цена приобретения — это сумма расходов на набор рабочей си­лы, ознакомление ее с производством и первоначальное обучение.

Восстановительная стоимость устанавливается для каждой группы сотрудников и выражает стоимость набора и обучения работника каждой профессиональной группы в текущих ценах.

Балансовая стоимость BV рассчитывается по формуле:

  BV = ( r ? ( r + p) ) * C

где rпредполагаемый срок занятости;

р — число отработанных лет;

С — восстановительная стоимость.

В балансе показывается общая сумма вложений в трудовые ресурсы на начало планового периода (затраты на выбор и обу­чение), указывается объем произведенных в течение отчетного периода инвестиций, подсчитывается величина потерь вследст­вие увольнений, устаревания знаний и квалификации и выво­дится стоимость на конец рассматриваемого периода.

Исследователи утверждают, что сейчас более высокий эконо­мический эффект от вложений в развитие персонала, чем от вло­жений в средства производства. Расчеты показывают, что 1 долл., вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долл. дохода.

По мнению главного экономиста Американского общества содействия обучению и развитию, в 90-е годы XX столетия рост экономики за счет повышения обученности работников соста­вит 2,1%, за счет роста населения — 0,4%, за счет увеличения капитала — 0,5%.

Результаты обучения для разных субъектов   

Другой подход оценки эффективности обучения связан с выделением результатов обучения для разных субъектов и оценкой их качества.

Говоря об эффективности обучения, целесообразно исходить из представления о трех основных субъектах данного процесса: преподавателя, обучаемого (клиента) и заказчика программы обучения.

У каждого из участников данного процесса существует свое представление об эффективности обучения:

преподаватель, как правило, оценивает результат по овладе­нию знаниями, умениями, навыками, активности слушателей в процессе занятий. Для оценки используются экзамены, зачеты, упражнения;

участник программы, клиент, как правило, ориентируется на создавшуюся в процессе обучения атмосферу, возникший или пропавший у него интерес к данной теме. Наличию или отсутствию конкретного представления о технологии работы. Для оценки используются опрос, обратная связь по результатам обу­чения, анкеты;

заказчик оценивает качество обучения по набору и количест­ву тех навыков, которые были перенесены обучавшимся в прак­тическую деятельность. Для оценки используется аттестация ра­ботников через определенный (после обучения) промежуток времени, интервью с непосредственным руководителем.