Конструирование процедур оценки
В соответствии с целями, задачами, количеством участников, сроками и условиями проведения ЦО составляется организационный план. На основе имеющихся элементов технологии разрабатывается программа проведения оценочных процедур, набор которых соотносится с критериями оценки. Суть проектирования состоит в учете всех необходимых условий для организации и проведения оптимального количества оценочных процедур, обеспечивающих получение необходимого и достаточного объема информации для выведения итоговой оценки.
Типы ЦО по целям |
Цели и содержание работ |
|
по анализу деятельности |
по формированию критериев оценки |
|
1. Набор новых сотрудников | Конкретизация профессиональных задач, исполняемых сотрудником.Цель — формирование описания деятельности через перечисление основных задач, условий, формальных требований к кандидату | Перевод описания деятельности в требования к кандидату.Цель — описание критериев оценки и формирование подходов к набору сотрудников (выделение ареалов и ключевых признаков для первичного отбора) |
2. Оценка потенциала сотрудников | Анализ деятельности с точки зрения определения:1) индикаторов успешности осуществляемых видов деятельности
2) перспектив изменения условий деятельности 3) индикаторов успешности новых видов деятельности 4) социально-психологического «портрета» группы
|
Формирование целевых наборов критериев:1) соответствие требованиям деятельности и «духу» организации
2) гибкость, адаптивность, способность к обучению 3) способность к обучению, управленческие и межличностные навыки 4) совместимость кандидатов, ролевая дифференциация, толерантность |
3. Оценка для обучения |
Анализ управленческой деятельности с учетом специфики организации, но с минимальным учетом специализации. Цель — формирование круга типичных задач (в соответствии с уровнем должности)
|
Цель — формирование профиля успешного руководителя конкретного уровня управления в данной организацииПеречень и определения критериев делаются максимально операциональными — удобными для работы самих участников программы оценки |
Существенными моментами при создании конкретной программы ЦО являются:
1) количество оцениваемых;
2) количество специалистов разного профиля, привлекаемых для работы;
3) сроки проведения оценки;
4) материально-техническое обеспечение.
1. Кадровое обеспечение программы. Можно выделить следующие основные профессиональные позиции, необходимые при подготовке и проведении центра оценки:
• менеджер проекта;
• проектировщик;
• супервизор;
• психодиагност;
• организатор групповой работы;
• интервьюер;
• эксперт-наблюдатель;
• оператор первичной обработки данных.
Кратко рассмотрим содержание их деятельности и те личностно-деловые характеристики, которыми должны обладать специалисты, ориентированные на работу в данных позициях.
Содержание деятельности |
Личностно-деловые характеристики и требования |
Менеджер проекта |
|
Организация работы с заказчиком (сбор информации о целях оценки, согласование условий проекта)Финансовый и кадровый менеджмент проекта
Организационно-техническое обеспечение оценки Организация работы специалистов |
Умение планировать и проектировать Умение оперативно обрабатывать информациюОрганизаторские способности
Умение вести переговоры Инициативность Опыт менеджерской работы в области научно-прикладных разработок |
Проектировщик |
|
Подготовка программы проведения оценки в соответствии с условиями, представленными менеджером проекта: объемы, сроки, способы представления результатов оценки, техническое обеспечение, количество и состав экспертов | Умение планировать и проектировать Аналитические способности Нестандартность, креативность Ориентация на достижение результата Опыт работы в качестве специалиста ЦО Опыт организации групповых мероприятий и межгрупповых взаимодействий |
Супервизор |
|
Руководство проведением ЦО, оценка и подготовка привлекаемого персонала, обеспечение качества диагностической информации | Лидерский потенциалУмение организовать работу группы Владение приемами контроля Коммуникативные умения
Опыт работы в качестве специалиста ЦО, теоретическая и практическая подготовка по основным профессиональным ролям ЦО |
Психодиагност |
|
Сбор тестовой информации (проведение тестовых процедур), интерпретация получаемых результатов, перевод первичной тестовой информации в описания (оценки) по критериям | Умение работать с большими объемами разноречивой информации Аналитические способности, ориентация на достижение результата Убедительность во взаимодействии Знания в области психологии личности обшей и социальной психологииОпыт психодиагностической, исследовательской и методической работы |
Организатор групповой работы |
|
Организация проведения групповых процедур, сбор поведенческой информации, перевод первичной поведенческой информации в описания (оценки) по критериям | КоммуникабельностьГибкость в общении
Представительские качества Умение организовать работу группы, «не принимая на себя лидерские функции» Наблюдательность Проницательность Опыт проектирования и проведения групповых процедур |
Интервьюер |
|
Подготовка и проведение фокусированных интервью с целью сбора индивидуальной диагностической информации, перевод первичной информации в описания (оценки) по критериям | КоммуникабельностьГибкость в общении
Представительские качества Наблюдательность Проницательность Умение работать по заданным правилам |
Эксперт-наблюдатель |
|
Сбор поведенческой информации в процессе участия испытуемых в тестировании, групповой работе, интервью, перевод первичной поведенческой информации в описания (оценки) по критериям | ВниманиеТщательность
Наблюдательность Умение детализировать Способность к обучению Ориентация на понимание партнера |
Оператор первичной обработки данных |
|
Ввод в компьютер данных тестовых процедур, организация первичной обработки данных, ввод информации в базы данных | ТочностьВнимание
Высокий темп работы Владение персональным компьютером |
Основная часть специалистов, участвующих в подготовке и проведении ЦО, привлекается менеджером и не является сотрудниками организации, в которой проводится оценка персонала.
Особое положение может занимать менеджер проекта — он может быть сотрудником кадровой службы предприятия, отвечающим за вопросы оценки и подбора персонала. Как показывает опыт, крупные предприятия склонны создавать у себя постоянно действующую службу, которая бы проводила оценку различных категорий персонала. В таком случае менеджер проекта должен уметь формулировать цели оценки, привлекать специалистов, проводящих анализ деятельности и формирующих перечень критериев оценки, поставить задачу проектировщику и всем другим специалистам.
2. Обучение экспертов (наблюдателей-оценщиков). Рассмотрим особую позицию эксперта-наблюдателя — это должен быть обязательно сотрудник самой организации. Как отмечалось, ЦО дает возможность проводить оценку персонала с учетом всех особенностей культуры и философии организации. Именно участие в оценке экспертов-наблюдателей дает такую возможность. Поработать в качестве экспертов-наблюдателей часто приглашаются специалисты, которые сами работали ранее на тех места, на которых в настоящее время работают оцениваемые. Нередко экспертами выступают руководители испытуемых, которые на два ранга выше их по должности. Это дает возможность использовать весь тот опыт и знания в отношении целей и содержания деятельности, который имеют эксперты. Целесообразно также привлекать в качестве экспертов сотрудников кадровых служб организации.
Перед включением экспертов в ЦО проводится специальная программа отбора и обучения кандидатов на работу в качестве экспертов-наблюдателей. В ходе проведения программы осуществляются оценка личностно-деловых качеств кандидатов (часто с применением элементов центра оценки, с целью погружения будущих экспертов в саму процедуру, получения ими опыта), знакомство их с перечнем и описанием критериев оценки, применяемыми процедурами, программой проведения оценки. Особое внимание уделяется тренингу наблюдения и оценивания.