Конструирование процедур оценки

В соответствии с целями, задачами, количеством участников, сроками и условиями проведения ЦО составляется организационный план. На осно­ве имеющихся элементов технологии разрабатывается програм­ма проведения оценочных процедур, набор которых соотносится с критериями оценки. Суть проектирования состоит в учете всех необходимых условий для организации и проведения оптималь­ного количества оценочных процедур, обеспечивающих получе­ние необходимого и достаточного объема информации для вы­ведения итоговой оценки.

 

Типы ЦО по целям

Цели и содержание работ

по анализу деятельности

по формированию критериев оценки

1. Набор новых сотрудников Конкретизация профессиональных задач, исполняемых сотрудником.Цель — формирование описания деятельности через пе­речисление основных задач, условий, формальных требований к кандидату Перевод описания деятельно­сти в требования к кандидату.Цель — описание критериев оценки и формирование подходов к набору сотрудников (выделение ареалов и ключе­вых признаков для первич­ного отбора)
2. Оценка потенциала сотрудников Анализ деятельности с точки зрения определения:1) индикаторов успешности осуществляемых видов деятельности

2) перспектив изменения условий деятельности

3) индикаторов успешности новых видов деятельности

4) социально-психологического «портрета» группы

 

Формирование целевых набо­ров критериев:1) соответствие требованиям деятельности и «духу» организации

2) гибкость, адаптивность, способность к обучению

3) способность к обучению, управленческие и межличностные навыки

4) совместимость кандидатов, ролевая дифференциация, толерантность

3. Оценка для обучения

Анализ управленческой деятельности с учетом специфики организации, но с ми­нимальным учетом специа­лизации.

Цель — формирование круга типичных задач (в соответствии с уровнем должности)

 

Цель — формирование профиля успешного руководителя конкретного уровня управле­ния в данной организацииПеречень и определения критериев делаются максимально операциональными — удобными для работы самих участников программы оценки

 

Существенными моментами при создании конкретной про­граммы ЦО являются:

1) количество оцениваемых;

2) количество специалистов разного профиля, привлекаемых для работы;

3) сроки проведения оценки;

4) материально-техническое обеспечение.

1. Кадровое обеспечение программы. Можно выделить следующие основные профессиональные позиции, необходимые при подготовке и проведении центра оценки:

•   менеджер проекта;

•   проектировщик;

•   супервизор;

•   психодиагност;

•   организатор групповой работы;

•   интервьюер;

•   эксперт-наблюдатель;

•   оператор первичной обработки данных.

Кратко рассмотрим содержание их деятельности и те личностно-деловые характеристики, которыми должны обладать специали­сты, ориентированные на работу в данных позициях.

Содержание деятельности                 

Личностно-деловые характеристики   и требования

Менеджер проекта

Организация    работы    с    заказчиком (сбор   информации   о   целях  оценки, согласование условий проекта)Финансовый  и  кадровый менеджмент проекта

Организационно-техническое    обеспе­чение оценки

Организация работы специалистов

Умение планировать и проектировать Умение оперативно обрабатывать информациюОрганизаторские способности

Умение вести переговоры Инициативность

Опыт менеджерской работы  в области научно-прикладных разработок

Проектировщик

Подготовка     программы     проведения оценки   в  соответствии   с   условиями, представленными менеджером проекта: объемы, сроки, способы представле­ния результатов оценки, техническое обеспечение,    количество   и   состав экспертов  Умение планировать и проектировать Аналитические способности Нестандартность, креативность Ориентация на достижение результата Опыт работы в качестве специалиста ЦО Опыт организации групповых мероприятий и межгрупповых взаимодействий 

Супервизор

Руководство проведением ЦО, оценка и подготовка привлекаемого персона­ла, обеспечение качества диагностиче­ской информации  Лидерский потенциалУмение организовать работу группы Владение приемами контроля Коммуникативные умения

Опыт работы в качестве специалиста ЦО, теоретическая и практическая подготовка по ос­новным профессиональным ролям ЦО

Психодиагност

Сбор тестовой  информации (проведе­ние тестовых  процедур),  интерпрета­ция  получаемых  результатов,  перевод первичной    тестовой    информации    в описания (оценки) по критериям  Умение работать с большими объемами разноре­чивой информации Аналитические способности, ориентация на достижение результата Убедительность во взаимодействии Знания в области психологии личности обшей и социальной психологииОпыт психодиагностической, исследовательской и методической работы

Организатор групповой работы

Организация    проведения    групповых процедур, сбор поведенческой инфор­мации, перевод первичной поведенче­ской информации в описания  (оцен­ки) по критериям  КоммуникабельностьГибкость в общении

Представительские качества

Умение организовать работу группы, «не прини­мая на себя лидерские функции» Наблюдательность

Проницательность

Опыт проектирования и проведения групповых процедур

Интервьюер

Подготовка   и   проведение   фокусированных интервью с целью сбора инди­видуальной диагностической информации, перевод первичной информации в описания (оценки) по критериям КоммуникабельностьГибкость в общении

Представительские качества Наблюдательность

Проницательность

Умение работать по заданным правилам

Эксперт-наблюдатель

Сбор   поведенческой   информации   в процессе участия испытуемых в тестировании, групповой работе, интервью, перевод первичной поведенческой информации   в   описания   (оценки)   по критериям ВниманиеТщательность

Наблюдательность

Умение детализировать

Способность к обучению

Ориентация на понимание партнера

Оператор первичной обработки данных

Ввод   в   компьютер   данных   тестовых процедур, организация первичной обработки данных, ввод информации в базы данных ТочностьВнимание

Высокий темп работы

Владение персональным компьютером

 

Основная часть специалистов, участвующих в подготовке и проведении ЦО, привлекается менеджером и не является сотруд­никами организации, в которой проводится оценка персонала.

Особое положение может занимать менеджер проекта — он может быть сотрудником кадровой службы предприятия, отве­чающим за вопросы оценки и подбора персонала. Как показы­вает опыт, крупные предприятия склонны создавать у себя по­стоянно действующую службу, которая бы проводила оценку различных категорий персонала. В таком случае менеджер про­екта должен уметь формулировать цели оценки, привлекать спе­циалистов, проводящих анализ деятельности и формирующих перечень критериев оценки, поставить задачу проектировщику и всем другим специалистам.

2. Обучение экспертов (наблюдателей-оценщиков). Рассмотрим особую позицию эксперта-наблюдателя — это должен быть обя­зательно сотрудник самой организации. Как отмечалось, ЦО дает возможность проводить оценку персонала с учетом всех особен­ностей культуры и философии организации. Именно участие в оценке экспертов-наблюдателей дает такую возможность. Пора­ботать в качестве экспертов-наблюдателей часто приглашаются специалисты, которые сами работали ранее на тех места, на кото­рых в настоящее время работают оцениваемые. Нередко экспер­тами выступают руководители испытуемых, которые на два ранга выше их по должности. Это дает возможность использовать весь тот опыт и знания в отношении целей и содержания деятельно­сти, который имеют эксперты. Целесообразно также привлекать в качестве экспертов сотрудников кадровых служб организации.

Перед включением экспертов в ЦО проводится специальная программа отбора и обучения кандидатов на работу в качестве экспертов-наблюдателей. В ходе проведения программы осуще­ствляются оценка личностно-деловых качеств кандидатов (часто с применением элементов центра оценки, с целью погружения будущих экспертов в саму процедуру, получения ими опыта), знакомство их с перечнем и описанием критериев оценки, при­меняемыми процедурами, программой проведения оценки. Особое внимание уделяется тренингу наблюдения и оценивания.