Циклы развития организации

Однако если мы сравним особенности внутрифирменных установок, регламентирующих управленче­скую деятельность, то увидим, что не только зада­чи стадии важны для понимания тех мероприятий, которые выполняются руководством  в  конкретный  период существования организации. Не менее существенным оказывается и генеральная целевая,  ценностная установка фирмы в определенный  период существования.

Организационные консультанты проанализировали ряд дли­тельно существующих фирм и обратили внимание на то, что организации проходят еще один временной цикл, более длитель­ный по сравнению со стадийным, в котором можно выделить четыре различных типа ценностных установок. 

Соотнесение стадий жизненного цикла, типов стратегии организации и особенности персонала

 

Стадия

Тип стратегии

Стратегии

Особенности персонала

Формирование ? «заявка» на рынке товаров/услуг Предпринимательская ? привлечь внимание к товару, найти своего потребителя, организовать продажу и сервис, стать привлекательным для клиента Принимаются проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания ?быстрое осуществление ближайших мер

 

Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовыми рисковать, не боящимися ответственности. Малая сменяемость ведущих сотрудников.
Интенсивный рост ? «Размножение систем» Динамический  рост  ? нарастающий рост объемов и качества услуг и соответственно числа структур Степень риска ? меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Письменная фиксация политики фирмы  и основных процедур  Организационная  закреплённость,тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация персонала
Стабилизация ? закрепление на рынке, достижение максимального уровня рентабельности Прибыльность ? поддержание системы в равновесии В центре внимания ? сохранение существующего уровня прибыльности. Минимизация затрат, возможно прекращение найма. Хорошо развита управленческая система. Созданы и действуют различного рода процедурные правила  Служащие, достигающие максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска
Спад ? прекращение нерентабельного, затратного производства. Возрождение Ликвидация ? ликвидация части производства, продажа с максимальной выгодой, как финансовой,так и психологической Продажа активов,устранение возможных убытков, в будущем  ?  сокращение работающих Работники,  не приверженные фирме, готовые работать короткое время,Узко  ориентированные
  Предпринимательская/  Ликвидация ? снижение объёмов, поиск нового продукта и путей оптимизации деятельности  Основное ? спасти предприятие. Осуществляются действия по сокращению затрат с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу Гибкость к изменяющимся условиям, ориентация на долгосрочные цели, самоотверженность, готовность переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда

 1.  Установка, характерная для цикла развития организации «тусовка», ставит во главу ценности межличностного общения, создания внутрифирменной целостности на базе личных кон­тактов, приверженности общим принципам коммуникации и подобным человеческим особенностям.

2.  Установка, характерная для цикла развития организации под названием «механизация», связана с пониманием ценности упорядочивания, определенности деятельности, внутренней ор­ганизации. Именно на этом цикле развития организация впервые сталкивается с необходимостью замены сотрудников, кото­рые хорошо вписываются в личностную, неформальную структуру, но не могут быть эффективными специалистами.

3.  Установка, проявляющаяся в период цикла развития «внут­реннее предпринимательство», провозглашает необходимость мак­симального участия каждого из сотрудников в «предприниматель­ском процессе». Такое представление о ценностях говорит о том, что любой сотрудник организации должен подходить к реализа­ции своей деятельности как предприниматель, который представ­ляет товар на рынке. А поэтому любой сотрудник должен хорошо знать своего клиента (и внутрифирменного также), его потребно­сти и работать так, чтобы его продукт находил сбыт.

4.  Установка, характерная для этапа «управление качеством», связана с всемерной ориентацией всех и каждого на качество. В рамках данного цикла каждый сотрудник организации должен озаботиться проблемой качества (соответствия представлениям заказчика о желаемом) итогового продукта, а для этого каждый из промежуточных продуктов (полуфабрикатов) должен быть максимально качественным. Хотя сама проблема понимания ка­чества также будет требовать уточнения — что понимать под ка­чеством конкретного товара. Для кого-то качественным будет считаться вечная зажигалка, а для кого-то — остромодная вещь даже из очень хрупкого материала.

Взгляд на организацию сквозь призму циклов развития по­зволяет более точно идентифицировать ее основные ценностные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоящие пе­ред организацией, а также особенности управленческих подхо­дов и кадрового обеспечения.