Идеалисты

 В здоровом коллективе всегда представлен еще один психологический тип работника, который уравновешивает критика, смягчает его острые углы и шероховатости. Эти люди обычно добрые, приветливые, с располагающей улыбкой, которые общаются внимательно и заинтересованно, проявляют доверие к партнеру.

На одной из психологических консультаций был задан вопрос: Скажите, почему меня всегда спрашивают, как пройти на нужную улицу, как найти нужный объект и почему у меня всегда просят деньги? Я думал, что это — только в России, сейчас приходится ездить по всему миру и по отношению ко мне так ведут во всех странах, в которых мне приходится бывать? Недавно стою за билетом в аэропорту в одной из западных стран. Рядом со мной — человек десять, а просящий деньги подошел именно ко мне ?!.

Действительно, к таким людям чаще всего обращаются за поддержкой и помощью, потому что у них открытое лицо и мягкий, внимательный взгляд. Они никогда не ведут себя дерзко и вызывающе. Больше всего они не любят конфликтов и противоречий. Обычно они стараются избежать возможных напряжений в отношениях и уступают только для того чтобы сохранить положительный контакт с человеком. В России этих людей часто называют идеалистами.

При общении они смотрят собеседнику в глаза, задают осторожные деликатные вопросы и поддакивают или кивают головой в знак согласия. Если все же согласиться с мнением собеседника они не могут, обычно промолчат, но никогда не выскажут противоположного мнения.

Идеалисты любят рассуждать о морально-этических ценностях, добре и зле, общественной пользе и думают обо всем человечестве. Они стремятся помочь людям, поэтому к ним чаще обращаются за помощью. Иногда они читают философов и моралистов, чтобы в разговоре оперировать цитатами о добре и зле из работы известного авторитета в области мировой философии.

В рабочем коллективе они всегда стоят в центре между конкурирующими группировками, причем приняты как в одной, так и в другой. Поэтому их упрекают в мягкотелости, нерешительности и желании угодить нашим и вашим.

Часто они заботятся о социально-психологическом климате в коллективах, помнят о праздниках, днях рождений, устраивают коллективные выезды на природу, приглашают писателей и артистов для выступлений в банках. При их миролюбивом характере они выбираются коллективом на роль лидера, все их любят и уважают. Но в целом быть лидерами они не могут. И со временем более напористый, энергичный и агрессивный реалист сбрасывает

их с пьедестала PI захватывает власть. По объективным законам коллектив не может долго существовать под началом мягкого лидера, обычно либо сверху директивным решением начальства, либо снизу, из недр самой команды, вырастает лидер-реалист, несомненно, более эффективный в управлении в банковской сфере.

Идеалисты — прекрасные слушатели. Если вы смущаетесь и теряете в себе уверенность при выступлении на больших совещаниях, найдите глазами сотрудника-идеалиста и начинайте говорить в расчете на его интерес и внимание.

Вы сразу почувствуете, с каким глубоким интересом он вас слушает, и обретете в себе уверенность. Гуманизм — нравственный закон идеалистов. Они хотят любить всех и жить в ладу со своей совестью. Они часто произносят зажигательные речи о последствиях дегуманизации стихийного черного рынка в России, об ужесточении нравов, о том, что мы забыли высокие нравственные ценности, стали более циничными и перестали ориентироваться на моральные запреты. Они говорят об экологии, загрязнении природы, исчезающих видах растений и животных даже тогда, когда речь идет о вопросах, совершенно далеких от экологии. Прагматики и критики часто уходят с совещаний, когда начинает выступать идеалист.

Они не принимают его эмоциональной немного напыщенной манеры, его многочисленных лирических отступлений, его призывов быть хорошими. Автору пришлось наблюдать ситуацию, в которой конфликт на деловой встрече возник только потому, что лидер-идеалист начал вспоминать свою первую учительницу и связанные с ней положительные эмоции. Сотрудники практической и критической ориентации сразу же демонстративно покинули помещение.

Идеалисты, как правило, влияют на других людей только через позитивные средства и способы: они хвалят, поощряют, выдают премии, путевки, кредиты, дарят дорогие подарки. Они подчеркивают, в первую очередь, положительные стороны своих коллег и делают вид, что не замечают недостатков.

Следует отметить, что идеалисты, в общем-то, не мягкотелые. Как только дело касается нравственных принципов, за которые они выступают, они становятся упрямы и тверды.

Специфическое упрямство и жесткость наоборот они проявляют и тогда, когда нужно открыто выразить отказ. Этого они сделать не могут и всячески увиливают от окончательного решения. Сотрудников они просят сказать, что

их нет на работе в том случае, когда звонит проситель, а по домашнему телефону их близкие говорят, что они отсутствуют. Один из руководителей идеалистической ориентации, не имея возможности дать кредит крупному клиенту, так сформулировал свой отказ: Мы дадим вам кредит в следующий раз!

Можно подумать, что идеалисты — спокойные, гармоничные люди и их внутренняя жизнь протекает в розовом цвете. Однако это не так. Определенную драматичность и напряженность их существованию придает тот факт, что, будучи принятыми, в различных группировках, враждующих между собой, они становятся обладателями конфиденциальной информации, часто неприятной и лишающей их покоя и уравновешенности. Они мучаются и страдают оттого, что люди не хотят жить мирно. Часто они восклицают: Лучше бы мне этого не знать!.

Сложности они испытывают и при необходимости быстрого принятия важного решения, поскольку начинают колебаться то в одну, то в другую сторону, стараясь увязать интересы как можно большего количества людей и еще реализовать тот или иной высокий нравственный принцип.

Эмоциональная жизнь идеалистов сложна еще и потому, что они устанавливают как для себя, так и для других высокую планку в работе и жизни и наотрез отказываются снизить собственный уровень притязаний при изменении условий. Они продолжают мечтать о большом и великом, даже на склоне своей жизни, которая, возможно, была не совсем успешной.

Идеалисты эффективны:

 •   при улаживании конфликтов;

 •   на первых этапах становления коллектива, когда нужно всех консолидировать и организовать;

 •   в переговорах, чтобы вызвать доверие и расположенность партнера-реалиста;

 •   в роли неформальных лидеров в коллективе;

•   при разработке системы поощрений в банке.

Идеалисты неэффективны:

 •   при организации борьбы или противостоянии с соперником;

 •   в условиях необходимости проведения объективного критического анализа и выявления имеющихся ошибок;

 •   на последующих этапах деятельности коллектива банка, когда необходимо выйти из кризиса или резко вырваться вперед;

 •   когда важно выявить назревающий конфликт в коллективе с целью его проработки и разрешения.