Что могут делать в банках практические психологи
Профессиональные требования к работникам банковской сферы являются довольно жесткими.
Во-первых, это обязательное условие высокого профессионализма, достигаемого в процессе образования (5 лет) и практической деятельности (не менее 3 лет) с последующим регулярным повышением квалификации. Вместе с тем по причине высокой ответственности и напряженности работы людей в банковской сфере их продолжительность жизни снижена по сравнению с другими профессиональными сферами в среднем на 4 — 7 лет. Следовательно, банковский менеджер затрачивает больше времени на получение образования и опыта, чем другие специалисты, а живет и работает меньше. В связи с этим ценность банковского кадрового состава является высокой по причине временных и финансовых сложностей его обновления или замены.
Во-вторых, в банке является обязательным наличие положительного социально-психологического климата и регуляции взаимодействий между служащими посредством четких морально-этических норм. Из-за закрытости банковской сферы и необходимости неразглашения банковской тайны текучесть кадров здесь особенно нежелательна. По существу, уход служащего любого ранга, обладающего конфиденциальной информацией, может грозить банку финансовым крахом. Особая атмосфера банка, положительный социально-психологический климат могут удержать и стабилизировать недовольного работника и, следовательно, предотвратить утечку секретной информации.
В-третьих, необходимо, чтобы в банке стабильно поддерживалась система четкой иерархии. Поэтому возникающие социально-психологические противоречия во взаимодействиях руководства и исполнителей могут быть смягчены специальными мероприятиями, направленными на снижение напряженности в коллективе. Это понизит не только уровень конфликтности в банке, но и предотвратит бунт исполнителей. Банку вообще значительно дешевле обойдется затрата средств на материальное и моральное стимулирование своих работников, нежели их увольнение, рекрутирование новых квалифицированных кадров, их обучение PI повышение образования.
В-четвертых, банковская сфера предъявляет высокие требования к точности работы специалистов. При этом наличие благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективе банка снижает вероятность ошибок, стоимость которых нередко измеряется числом с множеством нулей. И наоборот, в коллективе, в котором присутствует напряженная и нервозная обстановка, риск возникновения таких ошибок и крупных финансовых убытков значительно возрастает.
Наконец, в-пятых, имеются высокие требования к личной надежности банковских сотрудников. При отсутствии в современных условиях четкой правовой регламентации банковской деятельности экономически более выгодным является формирование штата постоянных сотрудников, преданность которых проверена годами совместной работы, нежели вынужденная смена кадрового состава банка.
Поэтому организация в банковской сфере службы социально-психологической поддержки является в условиях России даже более актуальной, нежели для других сфер профессиональной деятельности.