Требования к психодиагностическим методикам

Основные типы психодиагностических  методик

В качестве основания для практичной типологии тестов,   предлагаемой   читателю, выбран принцип, описанный  В. В.  Столиным и А. Г. Шмелевым. Он основан на раз­личии методических приемов, лежащих в основе тестов. Так, могут быть выделены следующие типы методик:

1) объективные тесты, в процессе выполнения которых ис­пытуемый должен дать правильные ответы на предлагаемые за­дания. Как правило, это методики, направленные на оценку способностей (интеллект, память, внимание и пр.);

2) стандартизованные самоотчеты: тесты-опросники, откры­тые опросники и шкальные опросники;

3) проективные методики;

4) аппаратурные методики;

5) диалогические методики.

Рассмотрим эти типы методик более подробно.

1. Объективные тесты

Наиболее часто используются тесты интеллекта. При их выполнении испытуемый должен решать логические, арифмети­ческие, пространственные задачи. Время выполнения заданий в большинстве объективных тестов ограничено.

2. Стандартизованные самоотчеты

1) Тесты-опросники более часто используются в кадровой работе. Опросники (одномерные и многомерные/многофакторные) позволяют оценить сразу несколько психологических черт. В многомерном опроснике каждая измеряемая черта представлена группой вопросов (обычно семь и более). В качестве примера многомерных стандартизованных опросников можно привести знаменитые MMPI, тест Кэттела 16PF, CPI. По своему содержанию опросники — это списки вопросов или утверждений («стимульных ситуаций») с заданными вариантами реакций (ответов) испытуемого на них. Возможные варианты ответов:

• «верно» или «неверно» (опросник MMPI);

• «да», «иногда», «нет» (опросник 16 PF).

2) Открытые опросники представляют собой анкеты, списки вопросов или неоконченных предложений, для кото­рых предусмотрена особая форма обработки — контент-анализ (т.е. отнесение ответов к определенным стандартным категориям). Это биографические опросники, направленные на изучение психобиографии испытуемого — один из попу­лярных на Западе методов прогноза профессиональной ус­пешности. Широкое распространение получили так назы­ваемые «неоконченные предложения». В них испытуемому предлагают развернуто дописать фразы. Например:

• Моя работа — это прежде всего…

• Качества, которые больше всего ценятся руководством в сотрудниках фирмы — это…

3) Шкальные техники. В некоторых опросниках испы­туемому предлагается оценить себя по одной или несколь­ким шкалам. 

Методика УСК (уровень субъективного контроля)

Направлена на измерение локуса контроля (склонности к принятию на себя ответственности в различных сферах жизнедеятельности (работа, семья, межличностные отношения и пр.)).

Инструкция теста: оцените, пожалуйста, каждое из приведенных ниже 44 утверждений по шестибалльной шкале от -3 до +3. При этом оценка «-3» означает «совершенно не согласен», а оценка «+3» — «полностью согласен». Отметьте выбранный вами вариант ответа на бланке:

Фрагмент опросника:

5) Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоя­тельств, чем от способностей и усилий человека.

6) Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели при­способиться друг к другу.

7) Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

Фрагмент бланка УСК для ответов:

 

Номер

«Совершенно

не согласен»

«Не согласен»

«Скорее не согласен»

«Скорее согласен»

«Согласен»

«Полно­стью со­гласен»

1

-3

-2

-1

1

2

3

2

-3

-2

-1

1

2

3

3

-3

-2

-1

1

2

3

4

-3

-2

-1

1

2

3

5

-3

-2

-1

1

2

3

 

Как любой измерительный инструмент стандартизованные опросники имеют сильные и слабые стороны.

Преимущества:

• удобны в использовании при групповом обследовании (лег­ко тиражируются, имеют четкие письменные инструкции по заполнению, обработке и интерпретации результатов); легко компьютеризируются:

• проводить тестирование может сотрудник кадрового подраз­деления, не имеющий специального психологического обра­зования;

• обработка и интерпретация результатов проста, не требуют значительных временных затрат и длительной специальной подготовки. Многомерные личностные опросники, как пра­вило, позволяют получить целостный психологический портрет испытуемого. Кроме того, шкалы таких опросников обычно в той или иной степени содержательно пересекают­ся с психограммами большинства профессий. Последнее является причиной частого включения многомерных опросни­ков в «тестовые батареи».

Обычно стандартизованные опросники имеют набор статистических норм для лиц с различными социально-демографическими характеристиками. Это позволяет оцени­вать психологические качества испытуемых с максимальной точностью.

Недостатки:

•  опросник не предоставляет об испытуемом информации больше, чем предполагает шкальная структура теста;

•  если результат испытуемого находится в пределах средних значений, возникают проблемы с содержательной интерпре­тацией. Поэтому иногда «не работает» более половины из 16 шкал опросника Кэттела;

• многомерные личностные опросники требуют значительных временных затрат на проведение, так как включают в себя несколько сотен вопросов;

• известность и популярность некоторых стандартизованных опросников привела к снижению их валидности.

3. Проективные методики. Эти методики задействуют в испы­туемом процессы воображения. Инструкции проективных тестов предлагают человеку «спроецировать» себя в заданную стимульную ситуацию и создать на ее основе некоторый индивидуаль­ный продукт в виде текста, рисунка, рассказа, эмоционального состояния и пр. Предполагается, что подобный продукт несет в себе особенности характера и мотивационно-ценностной сферы испытуемого.

Анализ и интерпретация результатов проективных методик требуют определенного опыта и подготовки.

Широко известны и часто используются в кадровой работе такие проективные тесты, как тест цветовых выборов Люшера и рисунок несуществующего животного. Они основаны на выяв­ленных связях психологических особенностей личности с цвето­выми предпочтениями (в первом случае) и с графическим само­выражением — во втором.

Своеобразие инструкций и стимульных ситуаций проектив­ных тестов, апелляция к творческому началу испытуемого дела­ют подобные методики целесообразными с точки зрения вклю­чения их в «тестовые батареи». Это снижает неизбежный эле­мент монотонности. Большинство проективных методик ис­пользуется для изучения мотивационной сферы личности

4. Аппаратурные методики. Предполагают использование специальной аппаратуры для изучения индивидуально-психоло­гических особенностей испытуемого. Как правило, с помощью аппаратурных методик оцениваются особенности высшей нерв­ной деятельности (скорость реакции, динамические характери­стики нервной системы) и высшие психические функции (осо­бенности памяти, внимания, восприятия). Эти параметры особенно важны при профессиональном психологическом отборе операторов и водителей.

Определенным сходством с аппаратурными методиками об­ладают компьютерные тесты.

5. Диалогические методики. Предполагают непосредственный контакт психодиагноста и испытуемого. Эти техники требуют высокой коммуникативной компетентности. Вариант диагно­стической техники — собеседование по результатам психологи­ческого обследования, в котором уточняются результаты и про­веряются гипотезы, высказанные по результатам ранее выпол­ненных тестов. Одновременно при собеседовании испытуемому может быть предоставлена краткая обратная связь в грамотной с точки зрения деонтологии форме.

Возможна классификация психологических тестов, основан­ная на выделении вербальных и невербальных методик. В методи­ках первого типа при задании стимульной ситуации активно ис­пользуется вербальный (словесный) аппарат. В невербальных методиках его заменяют рисунки, звуки и пр. Предполагается, что в этом случае смысловая сфера испытуемого вносит мини­мальные искажения в его понимание стимульной ситуации и в его ответы. Кроме того, невербальные тесты в меньшей степени подвержены культурным влияниям и стереотипам. Это послу­жило основанием прямого перенесения к нам в страну из-за ру­бежа рада невербальных методик, в том числе и широко извест­ного теста цветовых выборов М. Люшера.

К вербальным методикам можно отнести большинство стандартизованных и шкальных тестов.

Другой вариант классификации психодиагностических мето­дик основан на выделении иерархических классов, уровней пси­хологических качеств личности, реализованных в блочном под­ходе к изучению личности:

•  особенностей высшей нервной деятельности, темперамента;

• высших психических функций (памяти, мышления, воспри­ятия, внимания);

• характерологических качеств (социально-психологических характеристик, локуса контроля, уровня тревожности и т.п.);

• мотивационно-ценностных особенностей.

Правила применения психодиагностических методик     

В   соответствии   с   основными   принципами кадрового консультирования     в     кадровой службе организации-заказчика вопрос о том, какие психодиагностические методики будут использоваться для оценки персонала, должен быть подробно обсужден. Лучше всего прочитать небольшую лекцию об исто­рии психодиагностики, возможностях и ограничениях основных подходов и методов. Затем, вернувшись к необходимости ис­пользования психодиагностических процедур в консультацион­ном процессе, обсудить свои предложения. Желательно само об­суждение построить максимально открытым. Для этого можно подробно остановиться на целостном видении комплекса про­цедур и на каждой в отдельности.

Одним из наиболее продуктивных способов снятия первона­чальных барьеров служит демонстрация некоторых или всех предлагаемых процедур с последующим анализом полученных результатов. Сразу после этого возникает уникальная возмож­ность обсудить с представителями заказчика этическую сторону применения психодиагностических процедур в процессе кон­сультирования. Здесь необходимо прояснить разделение ответственности между консультантом и представителями заказчика. Консультант полностью отвечает за качество результатов обсле­дования и безопасность оцениваемых. Однако ответственность за качество работы и итоговый результат распространяется и на руководителя подразделения. Для контроля за качеством резуль­тата он должен помнить, что эффективная диагностическая ра­бота возможна лишь в том случае, если будут выполнены сле­дующие требования:

1) в отношении используемых тестов присутствуют данные о валидности, надежности, существуют статистические нормы для предполагаемых категорий испытуемых;

2) имеются методические материалы (стимульный материал, бланки, ключи, описание методики, описание процедуры тес­тирования, алгоритм обработки результатов, текст интерпрета­ции результатов и рекомендации по составлению заключения на их основе;

3) использование методики оправдано с точки зрения критери­ев отбора (оценки) персонала, финансовых и временных затрат;

4) имеется квалифицированный консультант, который может предоставить экспертное заключение в отношении данного тес­та и целесообразности его использования;

5) конфиденциальность персональной информации гаранти­руется в том числе и процедурно (создается специальный доку­мент, в котором уточняется порядок хранения, передачи и ис­пользования информации, вводится специальная кодировка первичных результатов с ограниченным доступом к ключу).

Полноценное использование психодиагностических методов, необходимое для получения достоверных результатов, а также соображения профессиональной этики предполагают, что кон­сультант и представители заказчика в своей работе будут при­держиваться ряда правил.