Прагматики

В банковской сфере встречается и противоположный аналитику психологический тип работника. Это практичные люди, строящие деловые отношения по принципу: ты мне — я тебе. Успешные политики: гибкие, изворотливые, использующие для достижения своей цели все доступные (и не всегда доступные) средства. Их можно назвать прагматиками, поскольку в работе они всегда стремятся к получению конкретных практических результатов. Не терпят высокопарных или слишком туманных разговоров, избегают длительных совещаний.

Практически никогда заранее не планируют свою деятельность и не выстраивают перспективы: начинают работать сразу же после возникновения идеи (считают, что научиться плавать можно только в воде). Планирование осуществляют в процессе практической работы, как бы частями, отрезками, при завершении промежуточных этапов.

Очень живые и подвижные. Быстро говорят, быстро двигаются, в течение одной минуты способны проговорить сотню новых мыслей, раздражаются, когда их не сразу понимают, не любят объяснять и обосновывать свою позицию. Рассуждают примерно так: Нет никакого толку обсуждать, правильно это или неправильно. Надо практически попробовать и посмотреть, что получится. Они — экспериментаторы всегда и везде, на работе и в жизни.

Прагматики — это новаторы и революционеры, как ледоколы, прорубающие в непроходимых льдах новую дорогу, или мощные тараны, пробивающие стену там, где ее никто не может пробить. Они любят все новое: новые методы работы, новые условия, новых людей. Они носятся по фирме в космическом темпе: в течение рабочего дня их можно увидеть почти одновременно в противоположных частях здания. Вокруг них — всегда люди, они всех будоражат, активизируют, стимулируют. Со всеми они обсуждают новые идеи, зажигая собеседников своим энтузиазмом. Чем выше скорость, насыщенность и напряженность деятельности, тем больше удовлетворения они получают. Прагматики вообще больше всего ценят две вещи: время и новизну.

Прагматики легко приспосабливаются к новому. Они вообще легко живут одним днем, каждый раз меняя свои способы, методы и формы работы. Они могут одновременно выполнять сразу несколько разных видов деятельности, и поэтому практически не потопляемы: если прогорит одно дело, у них есть несколько запасных вариантов.

При проигрышах и неудачах прагматики не унывают и всегда находят в себе силы начать что-что новое. Более того, именно в условиях новизны они чувствуют тонус, удовольствие, проявляют колоссальную жизненную энергию. В принципе это жизнерадостные и энергичные люди.

Прагматичные работники — лучшие борцы в обстоятельствах кризиса и неудач. Они успешно борются и со своими противниками и, как правило, выигрывают, потому что обладают огромной энергией, умоют рисковать и идут до конца, до победы.

Им неважно, где работать: они могут работать и в шикарном офисе, и в маленьком подвальчике, лишь бы быстро и с большой прибылью. Они сами могут выполнять черновую работу, водить машину, считать па листочке прибыль столбиком. Они вообще демократичны в общении и лишены демонстративных амбиций. Если вы встречаете в солидном банке просто одетого начальника крупного управления или заместителя управляющего, живого и быстрого, общающегося равно доброжелательно и далее панибратски и с уборщицами, и с главными специалистами, не имеющего специальной охраны, сотового телефона и внешнего антуража престижности и состоятельности, то перед вами именно прагматик. Он карабкается к вершине славы и высоким прибылям кое-как, зато быстрее всех и по той лестнице, по которой никто, кроме него, вскарабкаться не сможет. При этом прагматики очень обаятельны, и большая часть коллектива фирмы им искренне симпатизирует. Прагматики вообще яркие люди, любят правиться и быть в центре внимания.

Может создаться впечатление, что прагматики вообще всегда и везде успешны, однако это не совсем так. В российских банках их часто не любят за прагматичность, изменчивость и приспособляемость. Их обвиняют в неразборчивости средств и поверхностности. Про них говорят; У них — семь пятниц па педеле. С прагматиками трудно общаться: надо мгновенно думать, быстро говорить и действовать. Прагматики не придают значения деловой дипломатии, любят грубоватые шутки, не выносят обстоятельного разбора какого-либо вопроса. С первых же минут знакомства они переходят на ты, хлопают тебя по плечу и рассказывают тебе все про свою жизнь и про своего начальника. Во взаимодействии они задают такой интенсив, что от них быстро устают, они создают коммуникативную оскомину у своего собеседника.

Кроме этого, прагматики страдают в условиях постоянства и монотонности. Они не могут долго и кропотливо работать над одним и тем же вопросом. Раздражаются, если им приходится вести деловые переговоры с медлительным партнером, не выносят нейтральности или равнодушия к своим идеям. Перегорают в условиях замедления времени, когда затягивают деловые переговоры или поставленная ЦСАЪ быстро не достигается. Легко бросают начатое дело, если возникшую преграду не удалось взять приступом в сжатые сроки.

Прагматики не любят подчиняться ни общим правилам или нормам, ни вообще какому-либо лидеру или начальнику. Они предельно самостоятельны, При высокоскоростном мышлении они быстрее других предвидят возможные результаты работы, но не могут заставить себя объяснять другим то, что они интуитивно предчувствуют. В спорах не умеют молчать, обычно проявляют несдержанность, резкость, могут ставить ультиматумы. Если зажигаются какой-то идеей, их трудно остановить (да они и сами-то не умеют себя остановить).

Автором замечено, что в банках у высшего руководства часто возникают конфликты именно с прагматиками. Они неудобны в общении и взаимодействии: суетливы, слишком много говорят на совещаниях, всегда имеют свое мнение, чего-то хотят, не послушны, стремятся к неформальному лидерству.

На первых этапах становления банка прагматиков еще терпят по причине того, что они захватывают новое пространство для деятельности фирмы, в сжатые сроки проделывают большой объем работы, берутся за самые рискованные проекты и часто добиваются победы. Но затем, когда организация вступает в период стабильного функционирования и необходимо не столько начинать что-то новое, сколько без риска и эффективно выполнять привычную работу, от прагматиков стараются избавиться.

Обычно претензии к прагматикам со стороны высшего руководства высказываются такие: поверхностность в работе, слишком много мелких ошибок, не прорабатываются детали; проявляет самоуверенность и неуважительность; импульсивный, неугомонный, слишком активный; со многими конфликтует, не слушается, непредсказуемый, ненадежный, непринципиальный и непостоянный.

Автором замечена еще одна особенность. В самом начале становления свободного рынка в России при создании многих сотен крупных и мелких банков более успешными были прагматики. Руководители многих банковских организаций и финансовых учреждений были именно люди сверхактивные, прагматично настроенные. В последние годы положение меняется. На передний план выходят аналитики, что в определенной степени свидетельствует о стабилизации банковской сферы в России.

Автор был свидетелем того, как мудрые управляющие строили свои фирмы как бы из двух частей: развивающейся и функционирующей. В каждой части — свой лидер (заместитель управляющего). Развивающуюся часть фирмы возглавляет прагматик, а функционирующую — аналитик. Первый создает новый плацдарм (разрабатывает новые услуги, рождает новые идеи), а второй тщательно прорабатывает завоеванное пространство. Важно не допускать противостояния этих лидеров, которые одинаково полезны и необходимы для любой организации, в том числе и для банка. Обычно они плохо психологически совместимы: один слишком быстрый, способный к риску и далее авантюрам, другой — медленный, основательный, ориентированный на стабильность. Один эмоциональный, общительный, сверхактивный, несдержанный, нетерпеливый, другой — интеллектуальный, общается очень осторожно, сдержанно, дипломатично. Наконец, один всегда первый и на него сваливаются либо слава, либо удары, как это обычно бывает у первопроходцев, другой — всегда второй, но неуязвим и сверхнадежен, никогда не проигрывает, всегда в фаворе у начальства и имеет возможность критиковать первого и присваивать его славу, поскольку доводит идеи первого до реализации.

Поэтому у мудрых управляющих поле деятельности подвластных им банков должно быть поделено на две половины, на которых такие лидеры, как аналитик и прагматик, — полноправные и самостоятельные руководители, уважающие друг друга, по возможности не переходящие друг другу пути и придерживающиеся принципов невмешательства.

Прагматики эффективны:

 Ф   в условиях развития, когда нужно начать новую работу, без руководств и инструкций, на основе интуиции;

 -•    в условиях риска и борьбы, прорывов и противоборства;

Ф   при жестких ограничениях во времени, когда за короткий промежуток времени необходимо сделать большой объем работы или быстро принять решение при отсутствии достаточной информации;

 “•    при необходимости быстро организуемых широких коммуникативных контактов с большим количеством деловых партнеров;

 •     если банковская деятельность развивается по пути, на котором могут быть серьезные ошибки, первым такой провал интуитивно почувствует именно прагматик.

Прагматики неэффективны:

 ^     в условиях монотонии и требованиях постоянства и регулярности в работе;

 <г   в условиях затягивания времени, когда возникает отсрочка в достижении цели или принятии решения;

 <t    при общении с флегматичным партнером, который медленно включается, медленно принимает решения или настроен нейтрально (мне все равно);

 •     в условиях жесткого авторитарного управления, при давлении и сверхконтроле;

 О-   при отсутствии эмоциональной поддержки со стороны коллектива.