Стрессогенность в банковской сфере

относится к [ Личностное развитие ]

В целом развитие банковской сферы в России происходит на неблагоприятном фоне общественного сознания. Тотальное напряжение и депрессия, имеющиеся сейчас в обществе, переносятся и в банковскую сферу. Российский менталитет характеризуется отрицательным отношением к богатству и накопительству: бедный ненавидит богатого и одновременно ему завидует; богатый часто не умеет разумно распорядиться своими средствами и испытывает не всегда осознаваемое чувство вины. Бытует народное поверье, что для русского человека деньги — страшное зло; говорят, что с появлением больших денег в жизни нового русского приходит и большое несчастье (все зло — от денег). И сейчас еще люди наивно рассуждают примерно так: Бедный — это добрый и высоконравственный, богатый — злой и безнравственный.

Работа в банковской сфере характеризуется высокой стрессогенностыо. Среди банковских служащих наблюдаются случаи переутомления, снижения работоспособности по причине усталости и перегрузок. Особые требования к

слаженности в работе подразделений банков, частые изменения инструкций, размытость юридических норм — все эти факторы создают напряженность в деятельности любого российского банка.

Устойчивое и относительно высокое финансовое обеспечение банковских работников не компенсирует негативного влияния хронического стресса па их жизнь и работу. Подавляющее большинство из них жалуется на недомогания стрессогенного характера: головные боли, резкое повышение или понижение кровяного давления, болезненные ощущения в области сердца. Нередки случаи проявления немотивированной раздражительности: люди становятся агрессивными по отношению друг к другу, срываются на крик или мрачно молчат. Ухудшаются взаимоотношения не только на работе, но и в семьях.

Итак, работа банковских служащих, с одной стороны, дает им определенный статус, уверенность в себе и материальное благополучие, а с другой — изматывает, истощает, заставляет жить PI работать в условиях разрушающего стресса, что негативно сказывается на здоровье, эффективности работы и семейных отношениях. Многие пытаются бороться со стрессом. Как же происходит эта борьба?

К сожалению, несмотря на престижный европейский антураж банковской сферы, ведущими остаются сугубо российские способы снятия напряжения. Мужчины прибегают к привычным средствам — развлечениям и алкоголю. Женщины для достижения внутреннего комфорта посещают магазины, салоны, занимаются домашними делами. Но в целом проблема повышенной психологической напряженности в банковской сфере не решается.

Развитие психологического оснащения банковской сферы зависит еще от не всегда успешно складывающихся взаимоотношений руководителей банков и самих практических психологов. Необходимо, чтобы руководители банков проявили дальновидность и признали высокую значимость психологического фактора в работе банка. В свою очередь, также важно, чтобы психологи тоже научились оказывать действенную практическую помощь и строить эффективные деловые взаимоотношения с банковскими работниками.