ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС?

относится к [ Личностное развитие ]

О стрессе говорят уже более полувека. Термин стресс стал популярным в начале 40-х годов после того, как его почти одновременно употребили в своих работах физиолог У. Кеннон (1932 г.) и врач Г. Селье (1936 г.). Стресс означает напряженное состояние человека, возникающее у него в ответ на воздействие экстремальных факторов внешней ситуации.

Выделяют два вида стресса: конструктивный и деструктивный. Первый способствует повышению адаптационных и мобилизационных сил человека в условиях дискомфорта и опасности, второй, запредельный стресс, разрушает человека.

Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу — тот индивидуальный уровень напряженности, до которого эффективность деятельности повышается (конструктивный стресс). Но если воздействие стрессогенного фактора усиливается и становится выше порога чувствительности, у человека повышается внутренняя напряженность, а эффективность его деятельности снижается вплоть до полного ее разрушения (деструктивный стресс).

Следовательно, жить и работать вообще без стресса невозможно, да и вредно: психофизиологическая и интеллектуальная системы человека дряхлеют без необходимости предпринимать определенные усилия. Может наступить депрессия, безразличие, ощущения скуки и тоски. Однако, перешагнув индивидуальный порог по силе воздействия, стресс становится губительным.

Имеет значение, и фактор стрессового времени. Особенно опасно длительное воздействие стресса. Замечено, например, что за 10—5 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы встряхивает его.

Итак, нужно запомнить следующее:

 •  Не следует стремиться, во что бы то ни стало избегать стресса и бояться его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться жить и работать всегда размеренно и спокойно, тем в большей степени вас будет разрушать стресс. Ведь вместо того, чтобы постепенно и терпеливо накапливать опыт по самоуправлению собой в стрессе, вы будете от него убегать. Можно сравнить способы эффективного управления стрессом с действиями опытного альпиниста. Если человек, охваченный страхом, повернется к снежной лавине спиной и побежит от нее, она его настигнет и уничтожит. Необходимо встретить опасность лицом к лицу с тем, чтобы знать, как защититься от нее.

•  Для того чтобы управлять своим стрессом, необходимо использовать его полезные функции и исключать вредные.

•  При конструктивном стрессе возникает разрядка накопившейся неудовлетворенности людей друг другом, решается важная проблема и улучшается взаимопонимание между людьми.

•  При деструктивном стрессе резко ухудшаются отношения до полного разрыва, проблема остается нерешенной, у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности.

•  Необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу. Следует знать, до какой степени вы можете испытывать воздействие стрессогенного фактора, не снижая своей успешности и даже ее повышая? И какие по силе воздействия стрессы для вас губительны, выводят вас из нормального состояния так, что вы не можете сосредоточиться и практически ничего не можете делать?

•  Важно найти свои индивидуальные способы защиты от разрушающего (деструктивного), длительного стресса и спокойно, без паники относиться к конструктивному, кратковременному стрессу.