Формы организации психологической поддержки

В настоящее время можно говорить о трех основных формах организации психологической поддержки в банковской сфере: обучении персонала, проведении экспертной оценки и организации сотрудничества банковских служащих и психологов.

Обучение банковского персонала основам психологии управления реализуется в процессе чтения лекций и проведения тематических семинаров, деловых игр и психотренингов. Некоторые банки практикуют форму специального приглашения психолога для работы по контракту на определенный срок. Но чаще всего в предметно-профессиональный курс для банковских служащих включается определенное количество учебных часов, отводимых на практическую психологию.

Экспертная оценка проводится как индивидуально, так и в групповом порядке. Руководство банка может пригласить группу психологов с целью получения экспертной оценки социально-психологических проблем в банке (конфликтов, противоречий в коммуникациях, организации банковской рекламы, создания особой корпоративной культуры в байке и др.). При этом экспертная оценка может предоставляться индивидуально управляющему банка или коллективу того или иного отдела в банке.

Сотрудничество — это продолжительный контакт банковских работников и практических психологов. В последние годы в некоторых банках работают профессиональные психологи в качестве штатных сотрудников. Часто они подчиняются начальнику отдела по работе с персоналом и занимаются профессиональным отбором, проведением регулярного тестирования персонала и его аттестацией, разработкой служебных инструкций, организацией обучающих семинаров и т. п.

В России существует и другая форма сотрудничества — приглашение в банк психологической группы, специализирующейся в области психологии банковских работников. В этом случае обучающий семинар или психотренинг проводятся в форме одноразовой психологической работы, время и условия которой регламентированы трудовым договором.

Данные формы работы имеют как положительные стороны, так и отрицательные. Так, психологическая группа, работающая в штате банка, хорошо знакома с внутренними, закрытыми от внешнего наблюдателя, проблемами конкретного банка. Она может иметь определенный доступ к конфиденциальной информации и влиять на руководство банка в процессе принятия управленческих решений относительно кадровой политики. Но при этом она находится в зависимости от своего непосредственного руководителя и в первую очередь решает задачи, поставленные именно им.

Она вынуждена также дипломатично обходить углы, маскируя или вообще не затрагивая проблем, относительно которых выстраиваются интересы различных (конкурирующих между собой) групп банковских руководителей.