Правила использования психодиагностических тестов

•    в кадровой работе следует применять лишь теоретически хорошо обосно­ванные и практически проверенные методики;

•    обязательно соблюдать профессиональную тайну, как в отношении техно­логии тестирования, так и по поводу диагностической информации, полу­ченной об испытуемом;

•    строить отношения с обследуемыми на партнерской основе. Это означает, что: нельзя злоупотреблять их доверием; следует обязательно предупреж­дать о том, как будет использоваться диагностическая информация и кто будет иметь к ней доступ; необходимо создавать условия для получения испытуемым информации по данным тестирования;

•    при запросе со стороны испытуемого о результатах тестирования предос­тавлять информацию в позитивном виде, делая ударение на потенциальных возможностях испытуемого и избегая негативных оценочных суждений;

•    не допускать к психодиагностической и аналитической работе, требующей высокой профессиональной квалификации, лиц, не прошедших специаль­ное обучение, а также нарушающих требования профессиональной этики. Для создания благоприятной психологической атмосферы, снижения напря­женности у испытуемого и в конечном итоге получения достоверного результата при тестировании следует придерживаться следующих основных правил:

•    заранее согласовывать с испытуемым дату, время обследования, обяза­тельно сообщать о его продолжительности;

•   тестирование следует проводить в отдельном помещении, с соблюдением необходимых санитарно-гигиенических норм (площадь на одного испытуемого не менее 3 м2, наличие вентиляции, окон, приятный интерьер и пр.), при отсутствии телефонов и других отвлекающих моментов;

•    перед тестированием важно установить психологический контакт с испы­туемым, еще раз сообщить о времени, необходимом для прохождения тес­тирования, выразить уверенность в способности испытуемого справиться с заданиями, сообщить, что полученная информация является конфиденциальной, позволяет выявить потенциал кандидата (в том числе скрытый) и является не только основанием для принятия кадрового решения, но и подспорьем в ходе его профессиональной адаптации на новом месте работы;

•    не следует сообщать испытуемому подробности об интерпретации ре­зультатов — это может повлиять на уровень их достоверности и будет способствовать девалидизации методики;

•    в отношении испытуемого следует занять партнерскую позицию («Мы делаем с вами общее дело, мы заинтересованы в получении достоверной информации и будем вам благодарны за нее»), взаимодействие с позиции силы («Сейчас мы все про вас узнаем!») недопустимо;

•    во время психодиагностического обследования следует быть приветли­вым, вежливым и проявлять готовность прийти на помощь в случае необ­ходимости;

•    во время тестирования следует предусмотреть 10-минутные перерывы че­рез каждый час работы;

•    при интересе со стороны испытуемого к результатам тестирования следу­ет выразить готовность предоставить эту информацию в устной конспек­тивной форме и сообщить, когда это может быть сделано;

•    при завершении обследования следует проинформировать испытуемого о дальнейшем взаимодействии (сроки, форма и пр.) и обязательно поблаго­дарить за проделанную работу.

Поведение испытуемого во время выполнения тестов может служить дополнительным источником информации о его инди­видуально-психологических особенностях.