Критики
Итак, до сего момента речь шла о достоинствах и недостатках тех или иных психологических типов. Но существует такой тип работника, в котором представлены, как это может показаться на первый взгляд, больше недостатков, нежели достоинств. Таких людей либо ненавидят, либо поклоняются им. Эти работники часто кочуют из одного банка в другой, не задерживаясь долго на одном месте работы. В их трудовой книжке множество записей, причем
они могут резко повысить свои должностной статус, а затем резко снизить его.
Довольно часто они становятся инициаторами конфликтов в коллективе. Могут разогреть конфликт и уйти в сторону. Не любят спокойствия, стабильности, активно ищут новизны и перемен. Обычно протестуют против любой власти и организуют оппозицию любому руководителю. Подчинение и ограничение их активности и свободы для них — хуже смерти. Это — критики.
Критически мыслящие работники обычно имеют оригинальное, творческое мышление, позволяющее им сразу видеть недостатки и фиксировать ошибки. Они умеют быть как бы внутри профессиональных знаний и критически оценивать их из внешней позиции. Они никогда не делают культа из своей профессии, должности или профессии и должности своего партнера, поскольку всегда видят недостатки. Они сразу формулируют проблемы: Расскажи мне, как ты работаешь, и я сразу скажу, какие у тебя есть проблемы, и с какими трудностями ты сталкиваешься или столкнешься в скором будущем.
Любят парадоксы и логические противоречия. Затевают конфликты и ожесточенные споры в коллективе не потому, что агрессивны, а потому, что для них важно обнаружить перед всеми имеющиеся несоответствия или разрывы в работе. Считают, что конфликты — это источник развития, движения вперед и их сразу надо вскрывать, пока опухоль не разрослась и не поглотила весь банк. Всегда замечают логические ошибки, и на совещаниях именно они больше всего задают ошеломляющих вопросов к докладчикам, причем вопросов весьма острых и обнажающих имеющиеся недоработки.
С сотрудниками общаются тоже в своей парадоксальной манере: любят подкалывания, шутки-прибаутки, неожиданные анекдоты и критические сравнения. Кажется, что они никого не признают, не уважают и никому не подчиняются.
Во внешнем поведении часто ведут себя вызывающе, проявляют скепсис и непринятие высказываемой точки зрения. Характеризуются тем, что слишком увлекаются критикой и не предлагают конструктивных решений, как же реально улучшить ситуацию, которая после их критического анализа оказалась такой плохой. Они могут нарисовать безрадостную перспективу банка, говорить о его развале и совсем не задуматься над тем, что же действительно следует делать для совершенствования деятельности банка.
В коллективах критики часто пребывают в гордом одиночестве. Правда, молодежь обычно восхищается их смелостью и логикой, становится их последователем и попадает под их влияние. Критики вроде бы не стараются влиять на других, но производят впечатление своей личностью, свежим и оригинальным мышлением, остроумием.
Критики любят говорить сложно, витиевато, с применением сложных терминов. Используют в своей речи такие обороты: Вероятно… В связи с тем, что.., С одной стороны… — с другой стороны., В сущности…, Главным образом…
Любят строить мысленные эксперименты, предполагать и анализировать, фантазировать и теоретизировать: А что будет, если.., А если выкинуть компьютеры и вернуться к старой системе учета?, А если ликвидировать старый отдел?, А если всех уволить и набрать новых сотрудников ?.
Несмотря на то, что критики неудобны для высших руководителей и всего коллектива, даже более неудобны, чем прагматики, наличие их в коллективах банков обязательно и очень полезно. Именно критически настроенные сотрудники показывают имеющиеся ошибки и создают возможности для улучшения деятельности банка путем устранения этих ошибок. Именно критики способы точно предсказать возможный в будущем кризис в работе банка. Опять же именно критики будут работать над новой идеей, чтобы вывести банк на новый уровень развития и занять передовые позиции в банковской сфере.
В каждом коллективе необходимо иметь одного – двух критиков, не давить на них, создавать условия для работы и всегда внимательно прислушиваться к их мнению.
Критики эффективны:
• в процессе построения прогноза возможного кризиса банка и разработки мероприятий, профилактически устраняющих данный кризис;
• в организации рывка вверх и вперед — перехода банка на принципиально новый опыт развития;
• в интеллектуальном воспитании молодых кадров;
• в своевременной фиксации имеющихся ошибок;
• в создании условий ограничения и корректирования активности неразумного авторитарного лидера-диктатора, которому все могут вынужденно подчиниться и перед которым все могут опустить голову, кроме критика с его бесшабашной смелостью и глубокой потребностью в свободе.
Критики неэффективны:
• если коллектив лихорадит от бесконечных конфликтов и в нем — хроническая повышенная текучесть кадрового состава;
• если необходимо наладить стабильные и надежные деловые отношения, ориентируясь на принятые юридические или социально-этические нормы (критик в принципе не признает норм, шаблонов и стереотипов в своей работе);
• если необходимо стабилизировать разрушающуюся организацию, наладить процесс ее эффективного функционирования;
• если необходимо проявить осторожность, терпение и чувство опасности и большого риска.