Определения присущего вам способа мышления
Опросник предназначен для определения присущего вам способа мышления. Он состоит из 18 разделов, обозначенных буквами по алфавиту от А до Т. В каждом разделе имеется пять утверждений, характеризующих тот или иной способ мышления. При работе с тестом постарайтесь, как можно точнее оценить особенности своего мышления. Отвечайте о том, как вы сами мыслите на работе и в жизни, а не о том, как следовало бы мыслить.
Напротив каждого из пяти утверждений необходимо поставить балл от 1 (менее всего подходит для меня) до 5 (более всего подходит для меня). Каждый балл должен быть использован вами в одном разделе только один раз. Даже если вы могли бы дважды и более применить данный балл, постарайтесь все же определиться и использовать данный балл именно один раз. Следовательно, каждое из пяти утверждений в разделе должно получить Вашу оценку: 1, 2, 3, 4 или 5.
Поставьте свои баллы на протоколе, который представлен после опросника.
А. КОГДА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ВОЗНИКАЕТ КОНФЛИКТ, Я ЗАНИМАЮ СТОРОНУ ТЕХ, КОТОРЫЕ:
• фиксируют возникновение конфликта и открыто его выражают;
• лучше всех выражают ценности и идеалы;
• отражают мои собственные взгляды и личный опыт;
• анализируют ситуацию логично и последовательно;
• излагают аргументы наиболее кратко и убедительно.
Б. КОГДА Я НАЧИНАЮ РАБОТАТЬ В СОСТАВЕ ГРУППЫ, САМОЕ ВАЖНОЕ ДЛЯ МЕНЯ:
• понять цели и значение своей работы;
• понять цели членов рабочей группы;
• определить, как мы собираемся работать;
• оценить прибыль, которую принесет наша работа;
• чтобы работа была хорошо организована и быстрее сдвинулась с места.
В. Я УСВАИВАЮ НОВЫЕ ЗНАНИЯ ЛУЧШЕ ВСЕГО, КОГДА Я МОГУ:
• связать их с текущей или будущей деятельностью;
• применить их к конкретным ситуациям;
• сосредоточиться и тщательно их проанализировать;
• понять, насколько они согласуются с привычными для меня знаниями;
• противопоставить их другим знаниям.
Г. ГРАФИКИ, СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ В ДОКУМЕНТАХ ИЛИ СТАТЬЯХ ДЛЯ МЕНЯ ОБЫЧНО:
• полезнее текста, поскольку они точны;
• полезны, потому что ясно показывают важные факты;
• полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом;
• полезны, если они поднимают важные вопросы по тексту;
• не более полезны, чем другие материалы.
Д. ЕСЛИ БЫ МНЕ ПРЕДЛОЖИЛИ ИЗУЧИТЬ КАКОЕ-ТО СОБЫТИЕ, Я НАЧАЛ БЫ С:
• определения его места в широком контексте условий;
• определения того, смогу ли я работать один или мне понадобится группа;
• построения прогноза о результатах изучения;
• принятия решения о том, следует ли вообще изучать данное событие;
• формулирования проблемы как можно точнее.
Е. ЕСЛИ БЫ МНЕ ПРИШЛОСЬ СОБИРАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О КАКОЙ-ЛИБО ОРГАНИЗАЦИИ, Я ПРЕДПОЧЕЛ БЫ:
• встретиться с каждым членом этой организации индивидуально и задать конкретные вопросы;
• провести общее собрание и попросить членов организации высказать свое мнение по определенным вопросам;
• опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы;
• встретиться с лидерами группировок и выяснить их взгляды;
• попросить членов организации предоставить мне письменные отчеты.
Ж. Я СЧИТАЮ ПРАВИЛЬНЫМ ТО, ЧТО:
• выдержало сопротивление критике;
• согласуется с другими идеями, которым я верю;
• было проверено практикой;
• можно логически обосновать;
• могу проверить при личном наблюдении.
3. ПРИ ЧТЕНИИ ЖУРНАЛА В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, Я ВЫБИРАЮ СТАТЬЮ:
• в которой написано о том, как кому-то удалось разрешить проблемы (личную или социальную);
• которая посвящена дискуссионному политическому или социальному вопросу;
• в которой описано научное исследование;
• в которой написано об интересном человеке или событии;
• в которой сообщается о чьем-то реальном жизненном опыте.
И. КОГДА Я ЧИТАЮ ОТЧЕТ О РАБОТЕ, Я ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ:
• насколько выводы согласуются с моим профессиональным опытом;
• можно ли выполнить данные рекомендации;
• на обоснованность результатов фактическими данными;
• правильно ли исполнитель понял цели и задачи работы;
• на объяснение полученных результатов.
К. КОГДА ПЕРЕДО МНОЙ ПОСТАВЛЕНА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗАДАЧА, МНЕ НУЖНО:
• найти наилучший метод для ее решения;
• понять, кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена;
• почему эту задачу нужно решать;
• какое влияние решение этой задачи может иметь на другие функции, которые я выполняю на работе;
• какова немедленная польза от решения данной задачи.
Л. ПЕРЕД ТЕМ, КАК СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ:
• я должен понять, как это новое связано с другим, что мне хорошо известно;
• сразу же принимаюсь за дело;
• я должен выслушивать разные советы по поводу того, как это нужно сделать:
• нахожу того, кто мне показывает, как это нужно сделать;
• тщательно продумываю, как это сделать наилучшим образом.
М. ЕСЛИ БЫ Я МОГ ВЫБРАТЬ ФОРМУ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА В ИНСТИТУТЕ:
• я бы предпочел отвечать по вопросам;
• я бы выбрал форму дискуссии со студентами, которые тоже сдают экзамен;
• я бы выбрал форму устного сообщения того, что я знаю;
• я бы рассказал, как я применил на практике то, что узнал в институте;
• я бы выбрал письменный отчет об истории, теории и методе.
Н. Я БОЛЬШЕ ВСЕГО УВАЖАЮ:
• философов и ученых;
• писателей и учителей;
• лидеров деловых и политических кругов;
• экономистов и инженеров;
• журналистов и фермеров.
О. ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНА, ЕСЛИ ОНА:
• согласуется с другими теориями, которые я знаю;
• дает мне новое объяснение событий;
• систематизирует множество фактов;
• проясняет мой личный опыт наблюдений;
• имеет конкретное практическое применение.
П. СТАТЬЯ ПО СПОРНОМУ ВОПРОСУ ИНТЕРЕСНА, ЕСЛИ В НЕЙ:
• я вижу преимущества для себя;
• точно излагаются факты;
• логично построено содержание статьи;
• определяются ценности автора статьи;
• выявлено существо конфликта или противоречия.
Р. Я БУДУ ЧИТАТЬ КНИГУ НЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ЕСЛИ:
• она поможет мне расширить мои профессиональные знания;
• если мне посоветовал ее прочесть уважаемый мною человек;
• она позволяет мне повысить общую эрудицию:
• для разнообразия;
• она поможет мне больше узнать об интересующем меня предмете,
С. Я БУДУ ТАК РЕШАТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРОБЛЕМУ:
• попытаюсь найти ее связи с более широкой проблемой;
• искать способы быстрого решения проблемы;
• обдумаю все альтернативные способы ее решения;
• буду искать способы, которыми другие уже решили эту проблему;
• попробую найти лучший способ ее решения.
Т. В РАБОТЕ Я ПРОЯВЛЯЮ СКЛОННОСТЬ:
• искать существующие методы работы;
• находить, как можно вместе применить разнообразные методы;
• разрабатывать новые методы работы;
• находить, как более эффективно могут работать имеющиеся методы;
• понять, почему нужно применять существующие методы работы.
Протокол опросника
Поставьте баллы в соответствующих квадратиках, данных слева, и посчитайте суммы по горизонталям. Поставьте данные суммы в квадратиках, представленных справа. Затем посчитайте суммы по вертикалям в правой части протокола. В результате у вас должны получиться пять сумм, которые следует записать в нижней части протокола: К, И, П, А, Р.
Первая сумма (К) — это оценка вашей критической ориентации. Вторая сумма (И) показывает удельный вес в вашей деятельности и мышлении идеалистических устремлений. Третья сумма (П) — прагматическая ориентация. Четвертая (А) — оценка развития у вас аналитических способностей и пятая (Р) — оценка вашего реализма.
Проверьте: ваши пять сумм должны составить в целом 270 баллов. Если полученная вами цифра отличается от данного числа, пересчитайте свои результаты.
Интерпретация
Оценка 72 балла и более — это фиксация данного стиля в вашей деятельности (вы всегда и везде делаете только так).
Оценка 66-71 балл — выраженное предпочтение данного стиля другим способам мышления и деятельности.
Оценка 60-65 балл — умеренное предпочтение (вы часто используете данный стиль, но есть случаи, когда вы действуете совершенно по-другому).
Оценка 49-59 баллов — это зона неопределенности. Если вы получили по какому-либо стилю мышления такую оценку, это свидетельствует о том, что вы можете применять данный стиль, но также легко можете отказаться от
него: все зависит от конкретной ситуации и партнера, с которым вы общаетесь. Такая оценка также может быть получена вами, если вы неохотно отвечали или никогда не задумывались над вопросами, поставленными в тесте, и поэтому отвечали наобум.
Оценка 43-48 баллов — вы несколько пренебрегаете данным стилем, вам он кажется не всегда эффективным.
Оценка 37-42 балла — вы стараетесь не применять в своей работе данный стиль.
Если вы получили 36 баллов и меньше, это свидетельствует о том, что данный стиль не характерен для вас.
При этом вы можете получить один – три максимальных балла соответственно по одному – трем стилям мышления. Это значит, что вы имеете комбинированный стиль, состоящий из выявленных характеристик. Например, если вы получили 69 баллов по аналитическому стилю и 68 баллов — по реалистическому, вы — аналитик-реалист. Если же вы получили один максимальный балл, а другие оценки находятся у вас в пределах 36 и менее баллов, вы можете оценивать себя как тот чистый психологический тип, который встречается очень редко. И напротив, если вы по всем пяти характеристикам получили 36 и менее баллов, вы имеете плоский профиль, то есть отчетливо не проявляете в своем мышлении и поведении тот или иной стиль.