Определения присущего вам способа мышления

Опросник предназначен для определения присущего вам способа мышления. Он состоит из 18 разделов, обозначенных буквами по алфавиту от А до Т. В каждом разделе имеется пять утверждений, характеризующих тот или иной способ мышления. При работе с тестом постарайтесь, как можно точнее оценить особенности своего мышления. Отвечайте о том, как вы сами мыслите на работе и в жизни, а не о том, как следовало бы мыслить.

Напротив каждого из пяти утверждений необходимо поставить балл от 1 (менее всего подходит для меня) до 5 (более всего подходит для меня). Каждый балл должен быть использован вами в одном разделе только один раз. Даже если вы могли бы дважды и более применить данный балл, постарайтесь все же определиться и использовать данный балл именно один раз. Следовательно, каждое из пяти утверждений в разделе должно получить Вашу оценку: 1, 2, 3, 4 или 5.

Поставьте свои баллы на протоколе, который представлен после опросника.

 А. КОГДА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ВОЗНИКАЕТ КОНФЛИКТ, Я ЗАНИМАЮ СТОРОНУ ТЕХ, КОТОРЫЕ:

•  фиксируют возникновение конфликта и открыто его выражают;

•  лучше всех выражают ценности и идеалы;

•  отражают мои собственные взгляды и личный опыт;

•  анализируют ситуацию логично и последовательно;

•  излагают аргументы наиболее кратко и убедительно.

 Б. КОГДА Я НАЧИНАЮ РАБОТАТЬ В СОСТАВЕ ГРУППЫ, САМОЕ ВАЖНОЕ ДЛЯ МЕНЯ:

•  понять цели и значение своей работы;

•  понять цели членов рабочей группы;

•  определить, как мы собираемся работать;

•  оценить прибыль, которую принесет наша работа;

•  чтобы работа была хорошо организована и быстрее сдвинулась с места.

 В. Я УСВАИВАЮ НОВЫЕ ЗНАНИЯ ЛУЧШЕ ВСЕГО, КОГДА Я МОГУ:

•  связать их с текущей или будущей деятельностью;

•  применить их к конкретным ситуациям;

•  сосредоточиться и тщательно их проанализировать;

•  понять, насколько они согласуются с привычными для меня знаниями;

•  противопоставить их другим знаниям.

Г. ГРАФИКИ, СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ В ДОКУМЕНТАХ ИЛИ СТАТЬЯХ ДЛЯ МЕНЯ ОБЫЧНО:

•  полезнее текста, поскольку они точны;

•  полезны, потому что ясно показывают важные факты;

•  полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом;

•  полезны, если они поднимают важные вопросы по тексту;

•  не более полезны, чем другие материалы.

 Д. ЕСЛИ БЫ МНЕ ПРЕДЛОЖИЛИ ИЗУЧИТЬ КАКОЕ-ТО СОБЫТИЕ, Я НАЧАЛ БЫ С:

•  определения его места в широком контексте условий;

•  определения того, смогу ли я работать один или мне понадобится группа;

•  построения прогноза о результатах изучения;

•  принятия решения о том, следует ли вообще изучать данное событие;

•  формулирования проблемы как можно точнее.

 Е. ЕСЛИ БЫ МНЕ ПРИШЛОСЬ СОБИРАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О КАКОЙ-ЛИБО ОРГАНИЗАЦИИ, Я ПРЕДПОЧЕЛ БЫ:

•  встретиться с каждым членом этой организации индивидуально и задать конкретные вопросы;

•  провести общее собрание и попросить членов организации высказать свое мнение по определенным вопросам;

•  опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы;

•  встретиться с лидерами группировок и выяснить их взгляды;

•  попросить членов организации предоставить мне письменные отчеты.

 Ж. Я СЧИТАЮ ПРАВИЛЬНЫМ ТО, ЧТО:

•  выдержало сопротивление критике;

•  согласуется с другими идеями, которым я верю;

•  было проверено практикой;

•  можно логически обосновать;

•  могу проверить при личном наблюдении.

 3. ПРИ ЧТЕНИИ ЖУРНАЛА В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, Я ВЫБИРАЮ СТАТЬЮ:

•  в которой написано о том, как кому-то удалось разрешить проблемы (личную или социальную);

•  которая посвящена дискуссионному политическому или социальному вопросу;

•  в которой описано научное исследование;

•  в которой написано об интересном человеке или событии;

•  в которой сообщается о чьем-то реальном жизненном опыте.

 И. КОГДА Я ЧИТАЮ ОТЧЕТ О РАБОТЕ, Я ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ:

•  насколько выводы согласуются с моим профессиональным опытом;

•  можно ли выполнить данные рекомендации;

•  на обоснованность результатов фактическими данными;

•  правильно ли исполнитель понял цели и задачи работы;

•  на объяснение полученных результатов.

 К. КОГДА ПЕРЕДО МНОЙ ПОСТАВЛЕНА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЗАДАЧА, МНЕ НУЖНО:

•  найти наилучший метод для ее решения;

•  понять, кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена;

•  почему эту задачу нужно решать;

•  какое влияние решение этой задачи может иметь на другие функции, которые я выполняю на работе;

•  какова немедленная польза от решения данной задачи.

 Л. ПЕРЕД ТЕМ, КАК СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ:

•  я должен понять, как это новое связано с другим, что мне хорошо известно;

•  сразу же принимаюсь за дело;

•  я должен выслушивать разные советы по поводу того, как это нужно сделать:

•  нахожу того, кто мне показывает, как это нужно сделать;

•  тщательно продумываю, как это сделать наилучшим образом.

 М. ЕСЛИ БЫ Я МОГ ВЫБРАТЬ ФОРМУ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА В ИНСТИТУТЕ:

•  я бы предпочел отвечать по вопросам;

•  я бы выбрал форму дискуссии со студентами, которые тоже сдают экзамен;

•  я бы выбрал форму устного сообщения того, что я знаю;

•  я бы рассказал, как я применил на практике то, что узнал в институте;

•  я бы выбрал письменный отчет об истории, теории и методе.

 Н. Я БОЛЬШЕ ВСЕГО УВАЖАЮ:

•  философов и ученых;

•  писателей и учителей;

•  лидеров деловых и политических кругов;

•  экономистов и инженеров;

•  журналистов и фермеров.

 О. ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНА, ЕСЛИ ОНА:

•  согласуется с другими теориями, которые я знаю;

•  дает мне новое объяснение событий;

•  систематизирует множество фактов;

•  проясняет мой личный опыт наблюдений;

•  имеет конкретное практическое применение.

П. СТАТЬЯ ПО СПОРНОМУ ВОПРОСУ ИНТЕРЕСНА, ЕСЛИ В НЕЙ:

•  я вижу преимущества для себя;

•  точно излагаются факты;

•  логично построено содержание статьи;

•  определяются ценности автора статьи;

•  выявлено существо конфликта или противоречия.

 Р. Я БУДУ ЧИТАТЬ КНИГУ НЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ЕСЛИ:

•  она поможет мне расширить мои профессиональные знания;

•  если мне посоветовал ее прочесть уважаемый мною человек;

•  она позволяет мне повысить общую эрудицию:

•  для разнообразия;

•  она поможет мне больше узнать об интересующем меня предмете,

 С. Я БУДУ ТАК РЕШАТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРОБЛЕМУ:

•  попытаюсь найти ее связи с более широкой проблемой;

•  искать способы быстрого решения проблемы;

•  обдумаю все альтернативные способы ее решения;

•  буду искать способы, которыми другие уже решили эту проблему;

•  попробую найти лучший способ ее решения.

 Т. В РАБОТЕ Я ПРОЯВЛЯЮ СКЛОННОСТЬ:

•  искать существующие методы работы;

•  находить, как можно вместе применить разнообразные методы;

•  разрабатывать новые методы работы;

•  находить, как более эффективно могут работать имеющиеся методы;

•  понять, почему нужно применять существующие методы работы.

 

Протокол опросника

 Поставьте баллы в соответствующих квадратиках, данных слева, и посчитайте суммы по горизонталям. Поставьте данные суммы в квадратиках, представленных справа. Затем посчитайте суммы по вертикалям в правой части протокола. В результате у вас должны получиться пять сумм, которые следует записать в нижней части протокола: К, И, П, А, Р.

Первая сумма (К) — это оценка вашей критической ориентации. Вторая сумма (И) показывает удельный вес в вашей деятельности и мышлении идеалистических устремлений. Третья сумма (П) — прагматическая ориентация. Четвертая (А) — оценка развития у вас аналитических способностей и пятая (Р) — оценка вашего реализма.

Проверьте: ваши пять сумм должны составить в целом 270 баллов. Если полученная вами цифра отличается от данного числа, пересчитайте свои результаты.

 Интерпретация

Оценка 72 балла и более — это фиксация данного стиля в вашей деятельности (вы всегда и везде делаете только так).

Оценка 66-71 балл — выраженное предпочтение данного стиля другим способам мышления и деятельности.

Оценка 60-65 балл — умеренное предпочтение (вы часто используете данный стиль, но есть случаи, когда вы действуете совершенно по-другому).

Оценка 49-59 баллов — это зона неопределенности. Если вы получили по какому-либо стилю мышления такую оценку, это свидетельствует о том, что вы можете применять данный стиль, но также легко можете отказаться от

него: все зависит от конкретной ситуации и партнера, с которым вы общаетесь. Такая оценка также может быть получена вами, если вы неохотно отвечали или никогда не задумывались над вопросами, поставленными в тесте, и поэтому отвечали наобум.

Оценка 43-48 баллов — вы несколько пренебрегаете данным стилем, вам он кажется не всегда эффективным.

Оценка 37-42 балла — вы стараетесь не применять в своей работе данный стиль.

Если вы получили 36 баллов и меньше, это свидетельствует о том, что данный стиль не характерен для вас.

При этом вы можете получить один – три максимальных балла соответственно по одному – трем стилям мышления. Это значит, что вы имеете комбинированный стиль, состоящий из выявленных характеристик. Например, если вы получили 69 баллов по аналитическому стилю и 68 баллов — по реалистическому, вы — аналитик-реалист. Если же вы получили один максимальный балл, а другие оценки находятся у вас в пределах 36 и менее баллов, вы можете оценивать себя как тот чистый психологический тип, который встречается очень редко. И напротив, если вы по всем пяти характеристикам получили 36 и менее баллов, вы имеете плоский профиль, то есть отчетливо не проявляете в своем мышлении и поведении тот или иной стиль.