Этапы проектирования организации

Проектирование  организации  осуществляется по следующим этапам.

1. Определяются цели и результаты дея­тельности — представляются продукт труда, его объемы, основ­ные этапы технологии.

2. Определяются связи с внешней средой — выделяются все контакты, которые необходимо осуществлять организации (в связи с ее технологией, выполнением законов, поддержанием собственной работоспособности и т.д.).

3. Разделяются процессы — по стадиям, по уровням иерархии.

4. Группируются функции. Между разделенными процессами устанавливается общее — основание для объединения отдельных этапов в олее обобщенные цепочки. При этом возможны две стратегии: 1) группировка работ вокруг ресурсов и 2) вокруг ре­зультата деятельности.

При создании организационной структуры возможна сле­дующая группировка функций.

 

 
Доминирует 

 

 

 

 

Ситуация 1 — группирование по:• ресурсу

• потребителю

• рынку

Адаптивная

департаментизация по потребителю

Ситуация 4 — нет ведущей доминанты департаментизации

 

 

Матричная

департаментизация

 

Ситуация 2 —группирование по:

• численности

• времени

• территории

Линейная

департаментизация по территории Ситуация 3 — группирование по:

• функциям

• продукту

• технологии Функциональная

департаментизация

по типам работ

 
 
 
 
 
 
 
 Редко

используется

 

 

 

 

 
 
 
                                Редко используется         Доминирует  

Группировка работ вокруг результата деятельности

Группировка функций при создании организационной культуры

Ситуация 1— группировка работ проводится в основ­ном вокруг ресурсов деятельности того клиента, ради удовлетво­рения потребностей которого и создается организация, то есть по типу ресурса, которым обладает клиент. Таким образом, спе­цифика деятельности самой организации становится менее важ­ной, что приводит к широкой специализации и внедрению гиб­ких, адаптивных организационных структур (например, регио­нальное объединение продавцов).

Ситуация 2 — в группировке работ большое значение имеют и ресурсы, и конечный продукт, что приводит к очень высокой специализации самой организации и созданию особо жестких (линейных) организационных структур с хорошо органи­зованными вертикальными связями и возможной автономно­стью отдельных частей (например, армия, производственные объединения).

Ситуация 3 — большая ориентация на продукт, объе­динение вокруг результата деятельности с малой ориентацией на ресурсы. Это может быть естественным для высокотехнологич­ных видов деятельности, где требуется усиление функциональных связей. Примером может служить организация, объединяющая в своей структуре производственную часть и торгующие подразде­ления, например, разработка сложных компьютерных сетей и программного оборудования для конкретных заказчиков.

Ситуация 4 — в данном случае низка как ориентация на группировку вокруг ресурсов, так и вокруг продукта деятельно­сти. Эта ситуация может сложиться в организациях, ведущих поиск, исследования и готовых включаться практически в любое направление. Для эффективного функционирования такой орга­низации необходима гибкая, адаптивная, минимально затратная организационная структура — проектная или матричная.

5. Определяются внутренние связи. Например, вертикальные — горизонтальные, формальные — неформальные, функциональ­ные, подчиненности.

6. Определяется масштаб управляемости и контроля (диапазон контроля). Количество подчиненных, которые могут непосредст­венно выходить на руководителя, во многом будет обусловлено: схожестью работ, территориальной удаленностью работ, сложно­стью работ, уровнем подготовки подчиненных, уровнем профес­сионализма руководителя, степенью ясности в делегировании прав и ответственности, степенью четкости в постановке целей, степенью стабильности организации, техникой коммуникации, потребностью в личных контактах с подчиненными.

7. Определяются иерархии организации и ее звенности (высо­кие или низкие организационные структуры будут выбраны). Тип организационной структуры и уровень иерархии во многом определяют диапазон контроля, наличие ресурсов и многие другие параметры (о которых мы говорили выше).

8. Распределяются права и ответственность. Определяются принципы руководства. Возможны основных подхода:

• принцип единства распределения прав и ответственности (единоначалие);

•   принцип полномочий по уровням (двойное подчинение).

9. Определяются уровни централизации и децентрализации, т.е. количество решений, принимаемых на высоком уровне (в %).

10. Выбирается стратегический принцип функционирования — что организации будет более важно: дифференциация — выде­ление частей (элементов) в ответ на спрос внешней среди, ин­теграция — повышение внутреннего единства и уровня сотруд­ничества внутри организации.

Важно помнить, что процесс организационного развития не может быть остановлен, и любая организационная структура, однажды созданная, сразу же начинает «стареть», терять свой потенциал адекватности трем основным условиям:

1) содержанию деятельности — деятельность развивается, изменяются технологии;

2) особенностям персонала — приходят новые люди, сотруд­ники обучаются, овладевают опытом и т.д.;

3) внешней среде — она также изменяется, а иногда в кри­зисной ситуации и очень существенно — появляются новые нормы, законы, образования, меняется рынок и т. д.

Поэтому процесс проектирования организации не может быть остановлен, в эффективной организации он должен стать постоянным. Таким образом необходим еще один этап.

11. Проводятся изменения, способствующие сохранению организацией занятых позиций.