Упражнение Мой враг — мой друг

После конфликта с коллегой или подчиненным чаще всего вы оцениваете этого человека сугубо отрицательно. Вы настроены, критиковать его: выделяете его недостатки и в определенной мере зафиксированы на них. В результате у вас формируется неконструктивный подход к конфликтной ситуации. Вы переложили всю вину на своего коллегу или подчиненного и тем самым закрыли для себя возможность конструктивного решения проблемы.

В чем же оно заключается? В первую очередь, необходимо выровнять собственную самооценку и оценку своего делового партнера. Желательно иметь объективное представление и о себе, и о своем коллеге. А объективное представление предполагает видение не только негативных сторон, как это бывает в конфликтной ситуации, но и позитивных. Более того, недостатки часто являются следствием достоинств и, наоборот, достоинства перерастают в недостатки.

Такое отношение есть проявление разумности и стремление сохранить самообладание в стрессе. Мы заводимся потому, что видим только отрицательное и не замечаем положительное. Если мы откроем у себя положительное и отрицательное во взаимосвязи друг с другом, нас это успокоит и сделает уравновешеннее, разумнее. Мы не будем идти на поводу своих страстей и эмоций, мы больше будем опираться на свой человеческий разум и на разум своего коллеги.

Итак, возьмите чистый листок и разделите его на две половины — правую и левую. В левой части листа запишите особенности вашего коллеги, с которым вы пережили конфликт и противостояние. В правой части продолжите свой список, переводя отмеченные отрицательные качества в положительные. Постарайтесь завершить свою оценку, отметив не только отрицательные качества, но и проанализировав их позитивное продолжение.

Например, в левой части вы записали:

1.  Отсутствие достаточного профессионального опыта.

2.  Резкость в общении.

3.  Излишняя поспешность в принятии решений.

4.  …

Продолжая отмеченные качества в положительную сторону, в правой части листа можно написать следующее.

1.  Открытость, эвристичность, возможность начать новое дело, решить новую проблему.

2.  Критичность, способность увидеть допущенные ошибки в работе.

3.  В ситуациях с ограничением во времени, когда решение нужно принять быстро и в условиях недостатка информации, такой работник будет эффективен.

4.  …

  В основу  упражнения положена идея равновесия, баланса. Это — самое важное в умении мыслить позитивно.

Действительно, отрицать наличие негативных моментов в нас самих, окружающих нас людях, нашей жизни и работе, безусловно, нельзя, да и просто наивно! Мы, как и все другие люди, имеем недостатки. Переживаем сложные ситуации, включаемся в конфликт, сталкиваемся с проблемами, в той или иной форме начинаем чувствовать внутреннее напряжение, стресс.