Организационно-деятельностная игра

В соответствии с процедурами ОДИ разбивается на четыре фазы. На первой фазе игровой коллектив осуществляет системный анализ ситуации, стараясь выйти на схему предприятия в его многообразных функциональных отношениях с внешними системами. На второй и третьей фазах игры обсуж­даются наиболее важные для предприятия аспекты ситуации, на четвертой фазе — тема, связанная с хозяйственной и экономической политикой буду­щего руководителя предприятия.

Организационно участники ОДИ разбиваются на три группы: 1) группа претендентов (разбиваются на подгруппы); 2) группа экспертов и 3) рабочая группа с функцией экспертной оценки.

На каждой фазе по 2 — 3 часа отводится на работу в подгруппах, затем проводится общее заседание, на котором каждая подгруппа делает 5 — 10-минутный доклад. По каждому докладу развертывается дискуссия. Обяза­тельная процедура (1 час) — рефлексивный анализ ситуации, т. е. разбор того, что происходит на игре, анализ выступления группы и действий каждого игрока, программирование работ на следующую фазу.

После завершения ОДИ начинается «предвыборная кампа­ния», в процессе которой претенденты-финалисты выступают со своими программами в различных службах и подразделениях предприятия. Этот этап завершается окончательным выбором кандидата на вакантную должность.

Достоинство ОДИ — решение задач с учетом реальных про­блем предприятия:

• формирование стратегии развития предприятия (без новой собственной стратегии становится бессмысленной смена ру­ководства);

•   выявление основных производственных проблем предприятия;

•   формирование  консолидированных  групп  и   коллективов внутри организационно-управленческой структуры, которые будут реализовывать новые стратегии развития предприятия.

Недостатки ОДИ — психологическая жесткость процедуры конкурса, когда «за бортом» нередко остаются претенденты, не выдерживающие чрезмерно напряженной умственной работы и требующие специальной психологической помощи и поддержки. Кроме того, ОДИ построены на принципе расшатывания старой организационной структуры через намеренное провоцирование конфликта. В условиях социальной нестабильности этот прием может сработать против организаторов конкурса.

3. Способ ситуационного моделирования — это технология, ориентированная на решение конкурсных задач в условиях со­циально-экономической, политической и социально-психологичекой нестабильности. Преимущество способа ситуационного моделирования заключается в возможности решать задачи кон­курсного отбора в экстремальных социально-политических и социально-психологических условиях. Недостаток — в длитель­ности и высокой стоимости.

Процедуры конкурса конструируются применительно к зада­че отбора.

Решение задачи по выбору процедур основывается на избран­ной парадигме конкурса. В зависимости от сочетания управлен­ческих форм и их удельного веса в организационной культуре предприятия вырабатываются рекомендации разработчикам кон­курса по использованию тех или иных процедур.

Один из возможных методов определения удельного веса управленческих форм — экспертная оценка организационной куль­туры предприятия. Результат этой оценки может выражаться в процентах наличия той или иной управленческой формы и пред­ставляться в виде диаграммы — круга с долями. В зависимости от их сочетания возможно включение процедур, используемых в других парадигмах конкурса, проводимых при доминировании этих управленческих форм.

В таблице приняты обозначения:

«+» оптимальность использования данной процедуры в рам­ках парадигмы;

«—» несовместимость с парадигмой использования данной процедуры;

«0» незначительность результатов данной процедуры в рам­ках парадигмы.

 

Процедуры и методы

Парадигма конкурса 

Подбор

Выборы 

Отбор
ТестированиеРолевые игры

Ситуационное моделирование

Групповая дискуссия

Собеседование

Публичное выступление

Опрос общественного мнения

Анализ документов

Оценка рефератов

Экспертный опрос

 

0

+

+

0

+

 

+

0

+

+

0

 

+

+

+

+

0

+

0

+

+

+

 

 Использование конкретных методов (или их сочетания) про­изводится в соответствии с двумя принципами: I) адекватностью конкурсных процедур сложившейся ситуации имеющимся ре­сурсам и целям организаторов конкурса; 2) сочетаемостью кон­курсных процедур между собой с учетом избранных парадигм проведения конкурса.

Мероприятия основного этапа конкурса даны в табл.

Мероприятие основного этапа конкурса 

Парадигма конкурса 

 

 

Подбор 

Отбор 

Выборы  
1. Процедуры, используемые для сбора информации о кандидатах:1) психологическое тестирование

2) ролевые игры

3) ситуационное моделирование

4) групповая дискуссия

5) собеседование

6) публичное выступление

7) опрос общественного мнения

8) экспертный опрос

2. Подведение промежуточных итогов

 

 

0

0

0

0

+

+

0

0

0

 

0

 

 

+

0

0

0

0

+

0

+

+

+

 

+

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Представление итогов в конкурсную комиссию4.  Принятие конкурсной  комиссией решения  о допуске/недопуске  конкурсантов  к следующему

подэтапу конкурса

 
 
 

 

Заключительный этап   

Конкурсная    комиссия    принимает   решение   о дальнейших мероприятиях конкурса (либо о до­пуске кандидатов к следующим испытаниям, либо о принятии кандидатов на должность).

Целесообразно включение мероприятий заключительного этапа конкурса в рамки различных парадигм его проведения.

 

Мероприятие заключительного этапа конкурса

Парадигма конкурса

Подбор

Отбор

Выборы

1.  Подведение итогов2.  Оглашение результатов

3.  Оповещение общественности

4.  Прием и рассмотрение апелляций

5.  Утверждение результатов

+

0

0

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

0