Этапы психологической поддержки первой группе служащих

Специализированная психологическая поддержка организуется в течение трех основных этапов. На первом этапе в ПЕРВОЙ ГРУППЕ банковских служащих среднего и старшего возраста ставится цель формирования у них психологической готовности к получению новых знаний и опыта.

Они участвуют в специальном тренинге, направленном на создание внутренней свободы и раскованности, а также установки на конструктивное самоизменение и саморазвитие.

Действительно, работники этой группы (хотя и понимают необходимость приобретения новых знаний) внутренне часто этому сопротивляются, формируя ряд психологических защит в своем поведении. Так, проявляется защита типа – У нас все хорошо, особенно в тех случаях, если высшее руководство пригласило психологов без согласования данного решения со средним составом. Люди интуитивно чувствуют в этом шаге со стороны высшего руководства недоверие к себе и даже определенную угрозу своему должностному положению. На тренинге они говорят: У нас вообще нет никаких проблем, Мы не понимаем, что хочет от нас начальство.

В группе банковских служащих среднего и старшего возраста проявляется и такой тип психологической защиты, который можно выразить в словах: В нашей работе важны экономические факторы, а не психология или Успешность работы в банке зависит от знаний и опыта, а не от психологии. Преодоление сопротивления данной группы банковских служащих может быть наиболее эффективным в условиях психологического тренинга, в котором анализируются и проигрываются конкретные ситуации из банковской сферы. Например, в крупном банке, являвшемся в советское время монополистом, в течение нескольких десятков лет сложился консервативный круг солидных клиентов. Но если раньше банк не испытывал необходимости специально их удерживать, то в последнее время, при появлении довольно широкого рынка банковских услуг, некоторые клиенты стали уходить в другие банки. Перед крупным банком встала задача удержания старых клиентов.

Анализ ситуации, организованной в психотренинге с целью формирования психологической готовности сотрудников к самоизменению, был нацелен на выделение действительных причин, в силу которых чаще всего уходят старые клиенты. В процессе обсуждения выяснилось, что в ряде случаев уход клиентов из банка продиктован их желанием иметь сервисное обслуживание с тем же уровнем комфорта, как это делается в европейских банках, включая и психологически грамотное общение банковских служащих. Были проиграны различные конкретные ситуации, в которых моделировались случаи ухода клиентов из банков и показаны способы применения техник убеждения, аргументации, эмоционального и коммуникативного подстраиваиия и удержания, конструктивного разрешения конфликтов и противоречий. Слушатели практически убеждались в эффективности применяемых психотехник делового общения.

Второй этап организации социально-психологической поддержки банковских служащих среднего и старшего возраста заключается в проведении конструктивной критики способов работы, устаревших и ставших неэффективными в новых условиях.

В ходе разыгрывания и анализа конкретных ситуаций в условиях психотренинга с применением видеотехники участники получают возможность вычленить в своем поведении те действия, которые являются ошибочными или неэффективными. Обсуждаются ситуации проявления невнимания к клиенту, неумения понять его цели и составить представление о его индивидуальных особенностях, отсутствия коммуникативных средств, помогающих организовать партнерство и выработать разумный компромисс и др.

В ходе третьего этапа с данной группой проводится формирующая работа. Участники обучаются психо-техиикам установления позитивного первоначального контакта с клиентом, методам экспресс-диагностики целей и характерных особенностей клиента. Они проигрывают ситуации психологически грамотного общения с клиентом, установления с ним доверительной атмосферы в процессе делового общения, осваивают приемы конструктивного улаживания конфликтов, способы формулирования отказов, не вызывающих обиду у клиента и т. п,.