Общий успех или личное самоутверждение?

относится к [ Личностное развитие ]

Несмотря на большое разнообразие выделяемых в психологической литературе и имеющихся в реальной банковской практике стилей руководства, при некотором огрублении индивидуальных различий и смешанных типов можно выделить две классификации: по критерию стремления к доминированию — жесткий, мягкий и партнерский; по критерию направленности — на достижение высоких результатов в деятельности банка и на реализацию сугубо личных целей (самоутверждение, компенсирование личных комплексов, обогащение).

Наблюдая руководителей, работающих в банковской сфере, можно отчетливо выделить у них две основные ориентации — на достижение общего успеха банка и на личное самоутверждение в коллективе работников.

Сохранение власти кажется предпочтительным в рамках короткой перспективы. Резкое повышение материального уровня жизни банковских руководителей, появление в связи с большими финансовыми средствами новых возможностей, сравнение себя с властными и состоятельными людьми за рубежом, наконец, окружение себя атрибутами власти и богатства — дорогими машинами, охранниками, особняками, похожими на средневековые замки, — все это влияет на внутреннее самочувствие человека, еще недавно жившего совсем в других условиях. Вокруг него начинают крутиться люди, стремящиеся получить кусок от большого пирога, а значит, всегда готовые на лесть, восхваление и обман.

Автору часто приходилось наблюдать, как в период появления больших денег руководитель начинает действовать именно с ориентацией на личное самоутверждение: перестает воспринимать критику, увольняет неугодных сотрудников без объяснения причин, становится неограниченно авторитарным, скорее, не руководителем, а хозяином, начинает ценить работников не за их деловые и профессиональные качества, а за наличие у них связей и финансовых возможностей.

Такой лидер часто принимает решения, являющиеся хорошими для себя лично, но приносящие вред общему делу. В банке возникают конфликты по причине того, что многие работники начинают чувствовать себя средством в достижении личных целей вышестоящего руководителя. Как следствие этого, они выражают недовольство, неподчинение, выходят в критическую позицию (особенно те, кто начинали строить дело PI учреждали банк вместе с высшим лидером).

Увольнение неугодных бунтовщиков и критиков сопровождается постепенным (сначала незаметным, а затем и совсем явным) снижением эффективности деятельности банковского учреждения. Следовательно, руководитель, ориентирующийся на личное самоутверждение, часто не сознательно, но всегда в угоду компенсации личных комплексов и с целью личного обогащения, неуклонно подготавливает крах своего собственного предприятия.

С фактом неэффективности ориентации руководителя на личное самоутверждение столкнулись на Западе. В последнее десятилетие наметилось осознанное стремление крупных руководителей на достижение общего успеха и появление лидеров новой формации — стратегических лидеров. Для таких руководителей характерно проявление сильного желания реализовывать преобразования с целью улучшения сферы банковских услуг, а не удовлетворения своих личных желаний. Более того, становятся популярными идеи о простоте жизни, экономии в отношении личных потребностей, освобождении от лишних вещей и собственности.

Руководитель, ориентирующийся на достижение общего успеха, принципиально иначе проявляет себя на работе и строит свои взаимодействия с подчиненными. Как правило, он более демократичен относительно внешних атрибутов власти. В своих сотрудниках он ценит в первую очередь их профессиональные и деловые качества, подчеркивает свое уважение к ним. Такой лидер руководствуется целями деятельности и способен наступить на собственное самолюбие, если этого требуют интересы общего дела.

Стратегический лидер в банковской системе проявляет следующие качества:

 •  способность схватывать дальнюю перспективу и выявлять общие закономерности в развитии событий;

 •  способность определять необходимые новшества, которые могут принести в будущем принципиальное улучшение деятельности организации;

 •  способен разрабатывать проект и программу нововведения, четко планировать конкретные задачи;

 •  способен вселить в своих сотрудников воодушевление и энергию в инновационном процессе;

 <>   направлен в первую очередь на высокий общий результат, а не на контроль за человеческими ресурсами в своей организации.

 В целом, можно сделать выводы, что в современных условиях в банковской сфере наиболее эффективен:

 ^   лидер с жесткой ориентацией относительно содержательно-деловых сторон работы и мягкой ориентацией относительно взаимодействия с коллегами и подчиненными;

 •  лидер, имеющий стратегическую ориентацию на успех общего дела и умеющий предпочесть общие цели реализации своих личных потребностей.

 Кроме того, эффективный руководитель имеет еще и такие особенности:

 •  гибкость, способность применять комбинированные стили с элементами жесткости, мягкости и партнерства;

 •  умение правильно чувствовать цели и стремления коллеги или подчиненного, понимать его намерения;

 •  умение выбирать стиль в зависимости от трех факторов: ситуации, индивидуальных особенностей партнера и своего собственного характера.