Реалисты

Жизнь подтверждает мысль о необходимости представленности работников различных психологических типов в коллективе, поскольку команды, в которых имеется разнообразие психологических типов, наиболее эффективны. Более того, даже в характере и деятельности одного работника, наиболее успешного в банковской сфере, проявляются особенности, как первого, так и второго описанных ранее психологических типов. В нем мирно соседствуют и легко уживаются черты аналитика и прагматика, в реальной жизни обычно воинственно борющихся между собой. Данный психологический тип имеет сильные стороны первого и второго, при этом, конечно же, ему присущи свои собственные достоинства и недостатки. Это — реалист, реалистично мыслящий работник.

Внешне реалисты похожи на прагматиков: живые, подвижные, активные и общительные, ведут себя открыто, энергично и напористо. Всегда имеют свое мнение и независимо его высказывают. В спорах и дискуссиях могут быть резкими и не терпеть возражений. Они выносливые, имеют высокую работоспособность. Любят веселые компании, склонны к грубоватому юмору. Быстро принимают решения, легко берут ответственность на себя, легко управляют собой и людьми. Но внутренние основания их деятельности несколько иные. Если прагматики, прежде всего, доверяют своему личному опыту, то реалисты ценят факты. Они всегда опираются на практику, методичны и соблюдают дисциплину в работе. Реалисты имеют конкретное, практическое мышление и стремятся достигать определенных результатов. Так же, как и прагматики, они не любят длинных и отвлеченных разговоров, и так же, как аналитики, они стремятся делать выводы на основе обобщенного анализа фактических данных.

И действительно, в некоторых ситуациях они могут быть такими же нетерпеливыми и язвительными, как прагматики, но часто они становятся вдумчивыми и углубленными, как аналитики.

Главное для них — всегда и везде управлять людьми и контролировать ситуацию. Вы можете встретить в банке человека, четко планирующего работу, осуществляющего контроль над выполнением заданий, входящего во все мелочи общей работы, и указывающего даже на то, какой цвет стен должны иметь производственные помещения банка после ремонта. Вечером вы можете встретить этого же человека в неформальной компании, в которой он также — лидер: он всех организует, направляет высказывания и тосты, устанавливает связи. Этот человек, одинаково лидирующий на работе и вне ее — без сомнения, реалист. Он всегда испытывает потребность управлять и контролировать.

Реалисты обычно говорят только о неотложных делах, о событиях, фактах, цифрах и т. п. Они ясно, кратко и точно выражают свои мысли. Их интересует: Что? Где? Когда? Как? Почему? Зачем? Каковы результаты или последствия? Реалисты — это деятели. Им важна активность, включенность в какое-то важное дело. Они умеют формулировать сложные мысли, идеи и вопросы очень просто, лаконично, опуская детали и тонкости. Они говорят в такой форме: Надо делать только так, а не иначе, Это — хорошо, а это — плохо, Ты — прав, а ты — виноват.

В силу того, что реалисты сочетают в себе особенности прагматиков и аналитиков, они способны подбирать эффективную команду, имеющую разнообразные психологические типы. Они легко и без всяких комплексов признаются себе и окружающим в незнании тех или иных вопросов и компенсируют свое незнание тем, что умело, подбирают коллектив исполнителей. Они уважают всех людей, хорошо их понимают и чувствуют, терпимы к недостаткам. Поэтому они умеют найти компетентных специалистов и наладить с ними эффективные взаимодействия.

Они интуитивно всегда находят оптимальное решение: при подготовке того или иного вопроса при желании сократить время сами не изучают материалы, а организуют поиск экспертов. Они доверяют мнению опытных и высококлассных специалистов, умеют последних расположить к себе и находят способы заставить их работать на себя и свою организацию. Реалисты рассуждают примерно так: Сейчас я хорошо управляю и контролирую ситуацию, поскольку понимаю все, что происходит. Если я перестану понимать факты и происходящие события, мне не нужно переучиваться или менять работу. Мне нужно только сменить коллектив исполнителей и найти специалистов, которые объяснили бы мне то, что происходит. Я быстро пойму и снова смогу управлять и контролировать ситуацию. И это действительно так. Реалист, как правило, имеет развитый социальный интеллект и является, пожалуй, наиболее эффективным руководителем из всех пяти рассматриваемых нами психологических типов.

Реалисты любят не только контролировать и управлять, но и советовать, разрабатывать рекомендации. Они всегда стремятся оказывать влияние на то, что происходит вокруг них. При этом они могут проявлять упрямство и напористость, если человек по каким-либо причинам не хочет принять их советы и действовать в этом случае довольно директивно: Тебе надо сделать именно так, а не иначе.

Свои воздействия на человека они организуют в простой, деловой манере, основную ставку делают на получение согласия партнера относительно конкретных фактических данных. В ходе переговоров они приводят цифры, факты и показывают своему собеседнику, что объективная ситуация развивается таким образом, что последний сам понимает, что необходимо принять именно это решение, а не какое-то другое.

При своей высокой управленческой эффективности реалисты все же имеют уязвимые или слабые стороны. Они чужды сантиментов и слишком увлекаются делами и работой. В какой-то момент люди для них превращаются в винтики, такие же факты, ресурсы или условия реальной ситуации, как, например, финансы или юридические нормы.

Самих себя они тоже начинают воспринимать в качестве механизма, запускающего общий рабочий процесс. Так, они заботятся о своем здоровье только потому, что здоровый человек успешнее работает. Они имеют крепкие и стабильные семьи потому, что семейный человек лучше работает. Их жены, а часто и дети — все помогают и включены в его дела (жена обладает хорошими деловыми качествами, а дети получают специальности, необходимые для его организации). Они окружены друзьями часто также потому, что друзья пригодятся в работе. Наконец, они стремятся к обладанию дорогих машин и строят особняки потому, что это отражает их статус и престиж в обществе, влияет на партнеров и помогает хорошо работать.

 Реалисты эффективны:

 •   при организации новых банковских учреждений и при подборе новых кадров;

 •    в должности руководителей в коллективах, реализующих новые формы работы (разрабатывающих новые решения, инструкции, нормы и т. п.);

 •    в функции лидеров-центристов, умеющих ладить со всеми противостоящими друг другу группировками в коллективе;

•    при необходимости конструктивно уладить жесткий конфликт, разламывающий коллектив банка на две и более частей или грозящий банку развалом;

•    при взаимодействии с внешними организациями и партнерами, представительстве.

Реалисты неэффективны:

 •   в ситуациях деликатного свойства, в которых необходимо проявить тонкость, интуицию и высокую чувствительность;

 •   при построении личных отношений неделового характера;

 •   при объективной необходимости быть пассивным, пережидать, как события разовьются сами собой, и проявлять невмешательство;

 •    в случае если в своем распоряжении они имеют искаженные цифры или фактические данные.