Взаимодействие с прагматиком

Общаться с прагматиком легко и сложно одновременно.

Правила взаимодействия с ним таковы:

^     стройте свое общение по принципы справедливости старайтесь столько же дать, сколько вы берете;

 •     начинайте деловую беседу в режиме взять быка за рога, то есть прямо говорите о том, что вам нужно;

 Ф   всегда говорите прагматику, что он умнее и обаятельнее всех (он очень любит нравиться и легче других поддается на лесть);

 •     учитесь все делать быстро думать, говорить и принимать решения;

  <г   не ссорьтесь с прагматиком и не вызывайте его на борьбу; противоборство его активизирует, он получает дополнительную энергию и может выиграть у вас;

 <&  учитесь также (читать между строк в том тексте, который проговаривается прагматиком, обычно он говорит, не развернуто и в его кратких фразах зашифрован большой объем информации;

 &   хвалите себя и свою работу, в этом случае прагматик обратит на вас внимание, поскольку сам он часто себя хвалит;

 <•   не проявляйте излишний контроль за деятельностью прагматика;

 Ф    и вообще терпите его!

 В свою очередь, прагматики тоже нуждаются в определенных советах.

Советы прагматикам заключаются в следующем:

 <f     прагматик обычно опережает других людей в скорости, поэтому ему необходимо уделять специальное внимание разъяснению того, что он делает, не следует предполагать, что это сразу всем понятно;

 -О-    чтобы устанавливать оптимальные контакты с людьми и завоевывать их доверие, прагматику необходимо снизить свою активность, стать более спокойным и уравновешенным;

 <>    прагматик должен помнить, что другим людям нужен план, структура деятельности, четко сформулированная цель, точный прогноз результатов;

 •       прагматику необходимо научиться сдерживать себя, выработать хороший самоконтроль, стать дипломатичнее и лояльнее к коллегам, не обладающим такими скоростными характеристиками, как он;

 О-    прагматику, наконец, нужно стремиться к тому, что в жизни важны не только скорость и успех, но и наличие единомышленников, соратников и просто любящих тебя людей.

Подходы к управлению

относится к [ Личностное развитие ]

1. В процессе развития управления как науки использовались разные подходы к пониманию того, что есть управление.

2. Управленческий подход детерминировал взгляд на человека, его место в организации и оптимальные рычаги воздействия. Так, метафора организации как машины сформировала взгляд на человека как на деталь, винтик в механизме, по отношению к которому возможно использование человеческих ресурсов.

3. Органический подход к управлению породил две основные метафоры. Первая — организация как личность, где каждый человек — самостоя­тельный субъект, обладающий собственными целями, ценностями, пред­ставлениями о правилах поведения. По отношению к такому активному субъекту — партнеру организации в достижении ее целей возможно лишь управление путем постановки согласованных с ним целей. А для этого на­до хорошо представлять себе специфику потребностей, основную ориента­цию человека. Вторая метафора — мозг — сложный организм, включающий различные подструктуры, соединенные разноплановыми линиями — коммуникации, управления, контроля, взаимодействия. По отношению к такой сложной системе можно говорить лишь об управлении ресурсами, направ­ленном на оптимальное использование имеющегося потенциала в процес­се достижения поставленных целей.

4. В рамках гуманистического подхода была предложена метафора организации как культуры, а человека — как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа. Реализовывать функцию управ­ления персоналом по отношению к такому сотруднику возможно только в рамках подхода — управления человеком, не только самостоятельным, активным существом, но и придерживающимся определенных ценностей, правил, принятых норм поведения.

5. Корпоративный подход к управлению персоналом, как и сама корпоративная культура, является комплексом допущений, предложений о том, что является целесообразным (полезным) для организации в области работы с персоналом. Такой свод правил создается внутри каждой организации в процессе длительных проб и ошибок, и часто предопределяется прошлым опытом, установками, собственников и топ-менеджеров органи­зации. Анализ комплекса действий в отношении персонала дает возмож­ность реконструировать основопологающие предложения о той метафоре организации, которая лежит в основе представлений и предопределяет подход к управлению персоналом конкретной организации. Такой анализ дает возможность, не выходя за рамки корпоративной культуры, сделать управление персоналом более эффективным и адекватным особенностями менеджмента организации в целом.

Сравнительная оценка подходов к управлению

 

Подход

Метафора

Концепция управления персоналом

Основные задачи управления персоналом

Экономический Механизм Использование человеческих ресурсов Отбор способных работников, стимулирование, нормирование труда
Органический Личность Управление персоналом Изучение специфики потребностей, разработка различных программ, ориентированных на разные уровни потребностей (физиологический, потребность в безопасности, потребность в общении, потребности в получении профессионального признания, потребность в самореализации)
  Мозг Управление человеческими ресурсами Обучение персонала  ?  углубление как специализации, так и универсализации, создание условий для максимальной самоорганизации сотрудников
Гуманистический Культура Управление человеком Адаптация, развитие культуры организации ? задание ценностей, формирование правил и норм, символизация

Организационно-деятельностная игра

В соответствии с процедурами ОДИ разбивается на четыре фазы. На первой фазе игровой коллектив осуществляет системный анализ ситуации, стараясь выйти на схему предприятия в его многообразных функциональных отношениях с внешними системами. На второй и третьей фазах игры обсуж­даются наиболее важные для предприятия аспекты ситуации, на четвертой фазе — тема, связанная с хозяйственной и экономической политикой буду­щего руководителя предприятия.

Организационно участники ОДИ разбиваются на три группы: 1) группа претендентов (разбиваются на подгруппы); 2) группа экспертов и 3) рабочая группа с функцией экспертной оценки.

На каждой фазе по 2 — 3 часа отводится на работу в подгруппах, затем проводится общее заседание, на котором каждая подгруппа делает 5 — 10-минутный доклад. По каждому докладу развертывается дискуссия. Обяза­тельная процедура (1 час) — рефлексивный анализ ситуации, т. е. разбор того, что происходит на игре, анализ выступления группы и действий каждого игрока, программирование работ на следующую фазу.

После завершения ОДИ начинается «предвыборная кампа­ния», в процессе которой претенденты-финалисты выступают со своими программами в различных службах и подразделениях предприятия. Этот этап завершается окончательным выбором кандидата на вакантную должность.

Достоинство ОДИ — решение задач с учетом реальных про­блем предприятия:

• формирование стратегии развития предприятия (без новой собственной стратегии становится бессмысленной смена ру­ководства);

•   выявление основных производственных проблем предприятия;

•   формирование  консолидированных  групп  и   коллективов внутри организационно-управленческой структуры, которые будут реализовывать новые стратегии развития предприятия.

Недостатки ОДИ — психологическая жесткость процедуры конкурса, когда «за бортом» нередко остаются претенденты, не выдерживающие чрезмерно напряженной умственной работы и требующие специальной психологической помощи и поддержки. Кроме того, ОДИ построены на принципе расшатывания старой организационной структуры через намеренное провоцирование конфликта. В условиях социальной нестабильности этот прием может сработать против организаторов конкурса.

3. Способ ситуационного моделирования — это технология, ориентированная на решение конкурсных задач в условиях со­циально-экономической, политической и социально-психологичекой нестабильности. Преимущество способа ситуационного моделирования заключается в возможности решать задачи кон­курсного отбора в экстремальных социально-политических и социально-психологических условиях. Недостаток — в длитель­ности и высокой стоимости.

Процедуры конкурса конструируются применительно к зада­че отбора.

Решение задачи по выбору процедур основывается на избран­ной парадигме конкурса. В зависимости от сочетания управлен­ческих форм и их удельного веса в организационной культуре предприятия вырабатываются рекомендации разработчикам кон­курса по использованию тех или иных процедур.

Один из возможных методов определения удельного веса управленческих форм — экспертная оценка организационной куль­туры предприятия. Результат этой оценки может выражаться в процентах наличия той или иной управленческой формы и пред­ставляться в виде диаграммы — круга с долями. В зависимости от их сочетания возможно включение процедур, используемых в других парадигмах конкурса, проводимых при доминировании этих управленческих форм.

В таблице приняты обозначения:

«+» оптимальность использования данной процедуры в рам­ках парадигмы;

«—» несовместимость с парадигмой использования данной процедуры;

«0» незначительность результатов данной процедуры в рам­ках парадигмы.

 

Процедуры и методы

Парадигма конкурса 

Подбор

Выборы 

Отбор
ТестированиеРолевые игры

Ситуационное моделирование

Групповая дискуссия

Собеседование

Публичное выступление

Опрос общественного мнения

Анализ документов

Оценка рефератов

Экспертный опрос

 

0

+

+

0

+

 

+

0

+

+

0

 

+

+

+

+

0

+

0

+

+

+

 

 Использование конкретных методов (или их сочетания) про­изводится в соответствии с двумя принципами: I) адекватностью конкурсных процедур сложившейся ситуации имеющимся ре­сурсам и целям организаторов конкурса; 2) сочетаемостью кон­курсных процедур между собой с учетом избранных парадигм проведения конкурса.

Мероприятия основного этапа конкурса даны в табл.

Мероприятие основного этапа конкурса 

Парадигма конкурса 

 

 

Подбор 

Отбор 

Выборы  
1. Процедуры, используемые для сбора информации о кандидатах:1) психологическое тестирование

2) ролевые игры

3) ситуационное моделирование

4) групповая дискуссия

5) собеседование

6) публичное выступление

7) опрос общественного мнения

8) экспертный опрос

2. Подведение промежуточных итогов

 

 

0

0

0

0

+

+

0

0

0

 

0

 

 

+

0

0

0

0

+

0

+

+

+

 

+

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Представление итогов в конкурсную комиссию4.  Принятие конкурсной  комиссией решения  о допуске/недопуске  конкурсантов  к следующему

подэтапу конкурса

 
 
 

 

Заключительный этап   

Конкурсная    комиссия    принимает   решение   о дальнейших мероприятиях конкурса (либо о до­пуске кандидатов к следующим испытаниям, либо о принятии кандидатов на должность).

Целесообразно включение мероприятий заключительного этапа конкурса в рамки различных парадигм его проведения.

 

Мероприятие заключительного этапа конкурса

Парадигма конкурса

Подбор

Отбор

Выборы

1.  Подведение итогов2.  Оглашение результатов

3.  Оповещение общественности

4.  Прием и рассмотрение апелляций

5.  Утверждение результатов

+

0

0

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

0

КАК СОХРАНИТЬ СЕМЕЙНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В СОВРЕМЕННОМ РИТМЕ БИЗНЕСА?

относится к [ Личностное развитие ]

Каждый человек имеет цель в жизни. Одни придерживаются исключительно финансовых интересов, определяя в качестве своей основной цели большие заработки. Для других целью могут быть общественное признание, известность, слава. Однако в процессе своей единоличной борьбы за достижение этих целей человек будет оставлять за собой лишь «выжженную землю», полосу разрушения. Он может завести семью, детей, но придет день, когда он оглянется назад на прожитые годы и поймет, что упустил что-то очень важное. Человек может достичь высоких постов, стать директором крупного предприятия или заработать миллионы, но оставаться одиноким и несчастным, повторяя непрестанно: «Если бы только…».

Некоторые тренинговые компании проповедуют идею, что семья мешает развитию бизнеса. Скорее всего, они не научились создавать гармонию бизнеса и семьи. Я себя считаю успешным в бизнесе и счастливым в семейной жизни. Скажу больше: я создавал свой бизнес ради сохранения семьи. У нас с женой была мечта – быть всегда вместе. Работа наемным работником не позволяла мне это сделать. Сейчас мы осуществили свою мечту.

Удачные браки строятся не на том, что каждая сторона рассчитывает получить от этих взаимоотношений конкретную выгоду для себя. Они строятся на основе того, что каждый из супругов дает друг другу веру и поддержку. Для того чтобы выстроить серьезные отношения, требуются совместные усилия, однако результат стоит затраченных усилий.

Никогда не позволяйте себе становиться настолько занятым борьбой за существование, чтобы не оставалось времени на жизнь. Счастливый брак — это подарок судьбы, удача, цените это. Дети больше нуждаются в примере для подражания, чем в критике.

Десять советов психолога Ричарда Денни помогут вам построить и укрепить семейные отношения, наполненные радостью, счастьем и взаимопониманием.

1. РЕГУЛЯРНО САДИТЕСЬ ВМЕСТЕ ЗА СТОЛ

Я обратил внимание на тенденцию, когда люди, живущие имеете, очень редко едят вместе. Каждый член семьи ест в удобное для него время или перекусывает, сидя перед телевизором. В любой семье должно быть правило: накрыть стол, всем собраться вокруг него и поужинать или позавтракать вместе. Если это невозможно в рабочие дни, значит, можно делать это в выходные. Не должно быть никаких оправданий, которые позволяли бы членам семьи пренебрегать семейными обедами или ужинами. Время за столом позволяет увидеть всех вместе, расслабиться, не спеша поговорить. В нашей семье есть правило: вместе завтракать, обедать в выходные дни и ужинать.

2. ОБМЕНИВАЙТЕСЬ МНЕНИЯМИ

Часто советуйтесь с членами семьи, интересуйтесь их мнением. Очень скверно, когда кто-либо из членов семьи всегда единолично берет инициативу в свои руки и не дает остальным шанса высказать свою точку зрения. Любое мнение может оказаться в той или иной мере ценным и значимым для вас.

И если вы собираетесь спросить чье-то мнение, не забудьте прислушаться к нему. Все строки, которые вы читаете сейчас, были просмотрены моей женой. Я всегда узнаю ее точку зрения. И знайте, ее комментарии очень ценны для меня, поскольку открыто и прямо сказать может только настоящий друг.

3. КОНЦЕНТРИРУЙТЕСЬ НА ХОРОШЕМ

Чтобы чувствовать себя счастливым в кругу семьи, постарайтесь концентрировать свое внимание на хорошем. Когда люди живут вместе, всегда возникают моменты раздражения или недовольства друг другом. Преодолевайте свое раздражение, обратите внимание на картину в целом, замените в своем сознании негативные эмоции на позитивные. Это очень трудно, но очень важно в семейных отношениях. Трудно, когда вы говорите себе: «Надо жить ради..» и очень приятно, когда вы говорите: «Я люблю тебя». Это три наиболее сильных слова, которые один человек может сказать другому. Одним трудно произнести их вслух, другие просто забывают о них или не придают им особого значения, и все же сила этих слов не исчезла.

Найдите те отличительные особенности у своего спутника, которые создают положительные эмоции. Если вы попросите меня перечислить раздражающие привычки моей жены, я уверен, что найду их очень много. Если вы попросите перечислить ее положительные черты, то мне не хватит красноречия, чтобы их описать. Итак, моя жена:

*может выслушать;

*может поддержать в трудную минуту;

*поможет разобраться в трудной ситуации;

*добра;

*сексуальна;

хорошая мать; хорошая хозяйка; внимательна ко мне.

Скажу откровенно, она мне нужна как воздух и я очень благодарен ей за вторую дочь, которую она мне подарила.

4. БУДЬТЕ ТАМ, ГДЕ НУЖНО

Когда бы вы ни понадобились членам вашей семьи, будьте там. Цените эти особые случаи и прикладывайте все усилия, чтобы не пропустить важные семейные события.

Когда умер отец моей жены, ей было очень трудно в тот момент. Эта печаль утраты усугубилась еще и тем, что в последнее время я подолгу задерживался на работе. И я понял, что ей необходимо мое внимание. Я подошел к своему боссу и попросил двухдневный отпуск.

Моя жена всегда со мной. Если вы женщина, то поймете, как трудно беременной на восьмом месяце преодолевать на автомобиле расстояние свыше 500км. Она всегда была со мной рядом на всех моих тренингах, поскольку я нуждался в ее поддержке.

Будьте всегда рядом в нужный момент, будьте готовы дать совет, оказать поддержку.

5. СОЗДАВАЙТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ

Спросите себя, всегда ли вы пользуетесь возможностью сделать комплимент. Чего вы ждете от членов своей семьи? А от своих детей вы требуете слишком много? Не оказываете ли вы на них чрезмерное давление, настаивая на ощутимых достижениях, которые позволили бы вам гордиться ими? Помните, что стресс, который сопровождает отношения родителей и детей в том случае, если ваши ожидания и требования завышены, оказывается подчас слишком сильным.

6. ДЕЛАЙТЕ КОМПЛИМЕНТЫ ЧЛЕНАМ СЕМЬИ

Комплимент может сделать каждый, главное — не забывайте находить возможность поддерживать своих близких, почаще говорите им хорошие слова.

В машине мы часто слушаем радио. Я знаю все любимые песни и мелодии жены. Как только я слышу одну из них, я говорю ей и дочери: «Ксюша и Мариночка, эту песню я дарю вам как самым дорогим и любимым».

7. ДЕЛАЙТЕ СЮРПРИЗЫ

Время от времени, когда для этого представится удобный случай, делайте сюрпризы своим близким. С возрастом мы получаем больше удовольствия, делая подарки, доставляя радость другим, нежели получая их. Приятно получить сюрприз, но не менее радостно спланировать и организовать его.

Вчера я решил сделать жене сюрприз. Вместо того чтобы ехать после работы домой и съесть тот ужин, который она приготовила заранее, я решил ее похитить и отвезти в кафе на берег моря.

Ужин у камина — это так романтично. А два месяца тому назад жена попросила меня съездить с ней в другой город — 40км от Одессы — якобы для того, чтобы посетить один из магазинов.На самом деле мы провели три часа на берегу моря, наблюдая за полетом чаек.

8. ПРОЩАЙТЕ

В каждой семье происходят размолвки и конфликты. Кто-то для своих близких становится источником неприятностей, и, если вы оказались пострадавшей стороной, гнев является вполне естественной реакцией. Возможно, вы даже произносите что-нибудь вроде «Я никогда не прощу тебе этого» — крайне негативное послание, которым вы загружаете свой мозг. При каких бы обстоятельствах мы этого ни говорили, следует немного успокоиться, собраться с мыслями и заново восстановить в памяти всю картину случившегося.

Можем ли мы изменить событие? Конечно, нет. Теперь это уже история, поэтому постарайтесь больше никогда не говорить: «Я никогда тебе этого не прощу». Это не сделает вас счастливым, не снимет тяжести с души, не предотвратит подобных событий в будущем. Никакой пользы это заявление вам не принесет, оно будет медленно разрушать вас изнутри и приведет к глубокому конфликту с самим собой.

Зачастую самый простой и быстрый путь заключается в том, чтобы спросить самого себя: «Почему я так сказал?» или «Почему я это сделал?» Даже если вы не найдете логического ответа, то, по крайней мере, попытаетесь по-новому взглянуть на ситуацию и понять другого человека.

Самое большее, сколько мы можем злиться друг на друга, — около 30 минут, не более. Мы стараемся разобраться в сложившейся ситуации, и просим друг у друга прощения за свои поступки. Мы понимаем, что самое святое — это наша семья.

9. ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ РАДОСТЯМИ И ПЕЧАЛЯМИ

Если вы не можете делиться с членами своей семьи тем, что вас беспокоит, вам придется оставаться весьма несчастным и одиноким человеком. В крепкой, сплоченной семье есть удивительная сила. Делитесь своими печалями не для того, чтобы семья страдала вместе с вами, а чтобы она смогла вас поддерживать.

Знание событий, происходящих в жизни всех членов семьи, создает единство, поскольку у вас появляется общий фундамент для достижения успеха в будущем.

Если кто-то из нас сталкивается с трудностью или чем-то взволнован, мы всегда обмениваемся этим друг с другом. Сегодня моя жена попросила меня помочь ей разобраться во взаимоотношениях со своей матерью.

Мы дискутировали очень долго, и после этого жена решила поговорить с матерью, чтобы установить психологический комфорт. Результат беседы жена оценила на «пять с плюсом». Я очень рад, что смог ей помочь.

10. ПОМНИТЕ О ЦЕЛЯХ ЖИЗНИ

И последнее — для тех, кому приходится постоянно участвовать в борьбе за карьеру, кто живет под давлением, кому, возможно, приходится проводить долгие часы, а то и дни вдали от дома. Если у вас есть семья и дети, помните, что ваша величайшая цель заключается не в том, чтобы стать самым богатым человеком на кладбище, и не в том, чтобы превратиться в добытчика для семьи, с которой вы почти не видитесь.

Планируйте свое время так, чтобы вы могли позаботиться о своих близких. Совместное времяпрепровождение должно для вас стать важнейшим приоритетом, который следует защищать от постороннего вторжения.

Позвольте вашей семье быть уверенной, что это время для вас бесценно, и хотя вы боретесь за успех, повышение по службе и другие достижения, главной целью для вас является семья, причем это касается не только отдаленного будущего.

Памятка менеджеру, который хочет создать гармонию в своей семье:

1. Регулярно садитесь за стол вместе.

2. Обменивайтесь мнениями.

3. Концентрируйтесь на хорошем.

4. Будьте там, где нужно.

5. Создавайте психологический комфорт.

6. Делайте комплименты членам своей семьи.

7. Делайте сюрпризы.

8. Прощайте.

9. Делитесь своими радостями и печалями.

10. Помните о целях в жизни.

КАК ЗАСТАВИТЬ ДИСТРИБЬЮТОРА СОБЛЮДАТЬ ДОГОВОР И ВОЗВРАЩАТЬ ВОВРЕМЯ ДЕНЬГИ?

относится к [ Работа с заказчиком ]

Главное — разделить понятие договор и саму договоренность. Большее влияние на человека оказывает не формальность (к которой, кстати, так привыкла розница и дистрибьютор), а сам человеческий фактор. Приведу два примера работы региональных менеджеров. В одном случае региональный менеджер ссылается на договор, а в другом — на устную договоренность, закрепленную еще и официальным договором.

1. «Я хочу напомнить вам условия нашего договора, согласно которому вы должны произвести оплату в течение 21 дня. С момента поставки прошло 30 дней, так что оплатите поставку согласно договору».

2. «Согласно нашей договоренности вы обещали закрыть платежи до вторника. Сейчас уже пятница. Вы свое обещание не сдержали, а в прошлый раз вы твердо пообещали, что заплатите в установленные сроки. Считаю, что вы нарушили норму человеческой и деловой этики».

В каком случае вы чувствуете психологический дискомфорт, в первом или во втором? Почему при ссылке на договор мы не достигаем психологического воздействия на человека? Да потому, что мы выступаем от третьего лица — договора, а во втором случае мы выступаем от себя лично. Вот почему во втором случае вы достигаете лучшего воздействия на человека.

Второй вариант действителен только в том случае, если вы договорились о схеме работы, а не об отсрочке платежа.

Но все же главная проблема в том, что региональный менеджер больше обеспокоен тем, как выставить свою продукцию на полке у заказчика (это его прямой интерес), а вот дистрибьютор больше обеспокоен тем, как вернуть деньги от заказчика.

Как только региональный менеджер поймет, что продажа осуществляется не после того как товар выставлен на полке заказчика, а после того как вернет деньги заказчик, то вопрос, как заставить дистрибьютора соблюдать договор и возвращать деньги во время решится.

Стадия первичного объединения

Стадия первичного объединения, по существу, — это стадия недавно возникшей и на начальных этапах своего развития формально существующей рабочей группы. Решением высшего руководства в ней назначается руководитель, распределяются должностные функции и обязанности, формулируются производственные задачи и цели.

В такой группе люди объединены только формальными отношениями, они знают друг друга в основном со стороны деловых качеств и не осведомлены о личных особенностях друг друга.

Довольно часто в работающей группе, находящейся на первой стадии развития, постепенно выделяется доминирующее активное ядро, которое возглавляет лидер. Им может стать как реальный руководитель, имеющий формально-должностной статус, так и неформальный лидер, по тем или иным функциям дополняющий руководителя.

Практически во всех случаях выдвижение неформального лидера в коллективном ядре группы связано с наличием серьезных недостатков у формального руководителя. Поэтому разумным является не ожесточенная борьба с таким неформальным лидером, а поиск конструктивного решения данной социально-психологической проблемы. Так, следует найти ответы на следующие вопросы:

 ^   Какие функции выполняет неформальный лидер в образованном коллективе?

 -О-   Деятельность неформального лидера в работающей группе повышает и,\и понижает общую групповую эффективность?

 <?   Если активность неформального лидера снижает эффективность работы команды, его следует нейтрализовать (перевести в другое подразделение или даже уволить).

 <?   Если же за счет активности неформального лидера эффективность групповой работы повышается, следует понять, какие недостатки формального руководителя компенсирует неформальный лидер?

 -О.   Существуют ли условия для организации эффективного партнерства и сотрудничества формального и неформального лидеров?

 <?>   Если таких условий нет, какие можно найти формы успешной активности как формального, так и неформального лидеров, чтобы сохранить общую высокую результативность работающей команды?

 Если по тем или иным причинам данные вопросы не решаются, на первой стадии развития коллектива неформальный лидер может начать борьбу, используя свои связи и влияние на сотрудников. Вне зависимости от результата (победы формального или неформального лидеров), как правило, в этих случаях коллектив распадается, поскольку он еще не прошел, необходимые стадии развития и реально не начал существовать.

Идеальное положение дел на первой стадии развития коллектива таково: либо реальным лидером активного коллективного ядра становится формальный руководитель, либо формальный и неформальный лидеры находят возможности конструктивного взаимодействия. При таком разворачивании событий в работающей команде она переходит на вторую стадию своего развития.

В чем заключается социально-психологическая поддержка персоналу?

В банковской сфере могут проводиться специальные общепсихологические мероприятия для всего кадрового состава по профилактике производственных конфликтов и оздоровлению климата в коллективах.

Релаксационные тренинги после работы. В течение 10 — 5 минут после окончания рабочего дня психолог проводит релакс-тренинг при помощи специальной аудиокассеты, на которой записаны упражнения по визуальной психо-технике. Лучший эффект таких тренингов может быть достигнут, если они будут регулярно проводиться в течение длительного времени примерно 2 — 3 раза в неделю.

Коммуникативные тренинги. Примерно один раз в полгода в банках должны организовываться игровые сессии по развитию коммуникативной культуры сотрудников: обучению навыкам эффективного делового общения, сброса напряжения, ведения совещаний, регуляции конфликтов, эффективного восстановления после работы.

Выездные игровые тренинги можно приурочить к выходным дням, когда сотрудники банка выезжают в пансионат, на природу. Под руководством психологов могут производиться двухдневные игровые тренинги с целью снятия напряжения в коллективах, консолидации внутриколлективных связей, выплескивания агрессивности и раздражения в безопасной игровой ситуации.

Комнаты психологической релаксации должны быть организованы в каждом банковском учреждении с применением функциональной музыки, различных технических возможностей для реализации визуальной психотехники (например, специальных аудио- и видеосредства).

Проведение регулярных анонимных опросов среди работников банка необходимо осуществлять для того, чтобы иметь постоянную обратную информацию об их самочувствии на работе и их отношении к тем или иным мероприятиям, проводимым руководством. На основе анализа результатов таких опросов возможно расширение диапазона антистрессовых мероприятий в банке в соответствии с пожеланиями сотрудников.

Итак, социально-психологическая поддержка банковской

сфере заключается в следующем:

 Ф   в банках работают постоянные психологи и психологи по договору, резонно пользоваться услугами как первых, так и вторых;

 •  психологи организуют обучение персонала основам психологии управления и делового общения, осуществляют экспертную оценку ситуации, сложившейся в банке (социально-психологических факторов кризиса банка, причин и способов конструктивного урегулирования конфликта, организации рекламных мероприятий, создания корпоративной банковской культуры и др.);

 ^   психологи читают лекции, проводят практические семинары, деловые игры и тренинги, психологическое тестирование, психотехнические сеансы, индивидуальные и групповые консультации:

лекции позволяют ознакомить банковских служащих с психологической информацией и знаниями в области практической психологии;

семинары создают условия для активного усвоения слушателями психологических знаний;

деловые игры и тренинги направлены на формирование практических навыков делового общения и управления;

психотехнические сеансы способствуют снижению утомления и профилактике стрессогенных недомоганий;

психологическое тестирование персонала нацелено на получение индивидуально-психологической информации о каждом работнике, позволяющей провести профессиональный отбор и служебные перемещения в банке.

Проведение интервью

 Интервьюирование максимального числа ис­полнителей конкретной деятельности должно стать обычной практикой, даже если кажется, что достаточно материала формулировки выводов, — это даст возможность получить мак­симально объемный материал о конкретном рабочем месте. Так же, как и при профессиографическом анализе, при проведении оценки рабочего места важно уделить внимание и всем контак­там, реализуемым конкретным специалистом. Поэтому важно увидеть все связи и собрать информацию о пограничных рабо­тах, осуществление которых сопряжено с выполнением иссле­дуемой деятельности.

Проведение интервью при анализе рабочих мест, как и лю­бого другого типа интервью, требует специальной подготовки и правильно организованного пространства. Целесообразно подго­товить структуру интервью, согласовать заранее время и прово­дить его непосредственно на рабочем месте, когда все материалы и документы могут быть доступны. Однако, если интервьюируе­мый настаивает на проведении интервью вне рабочего места, так как хочет сохранить конфиденциальность, к его просьбе следует прислушаться. Важно развести во времени эти интервью.

Цель аттестационного интервью — выявление профессиональной компетентности сотрудника, цель интервью при оценке рабочего места — выявление проблем реализации деятельности, оценки точности ее регламентации и обеспеченности необходимыми ресурсами и полномочиями.

До проведения интервью целесообразно попросить сотрудника заполнить письменный  опросник, включающий следующие темы:

1)      персональные данные

2)      рабочее место — кабинет, количество сотрудников, работающих в данном помещении;

3) фамилии руководителя, перед которым ответственен, со­трудников и состав персонала, подчиненного сотруднику;

4) фамилия сотрудника, который замещает опрашиваемого (и который замещает сам опрашиваемый) в случае необходимости;

5) описание главных элементов работы (типов задач) с указанием приблизительного времени, затрачиваемого на каждый из элементов;

6) описание параметров изменчивости работы и причин;

7) описание пиковых ситуаций (или если это бывает) ситуа­ций спада объемов работы;

8) ситуации внеурочной работы, объемы и причины;

9) оценка возможности постоянного увеличения работы (примерно на 10%) без сверхурочной работы;

10) замечания относительно работы (объема и сложности);

11) предложения по улучшению работы, ее обеспеченности. Проведение интервью может начинаться с уточнения ответов данных на письменный вариант опросника.

 Дополнительно следует уточнить:

1) какую часть работы выполняет сотрудник, какую по­мощь ему оказывают начальники, подчиненные, советники,  специалисты;

2) что происходит до начала работы (его включения в реализацию работы) и после, как сотрудник освобождается от работы после ее реализации;

3) кто влияет на работу;

4) как работа выполняется, что реально делает сотрудник и как долго;

5) когда и в какой последовательности выполняется работа. Как она начинается, с чего, получает ли сотрудник непосредственное указание от начальника или сигналом к началу служит какой-либо другой сигнал;

6) где (территориально) выполняется работа, особенно если её часть выполняется в другом месте;

7) кто оценивает качество работы и освобождает от нее сотрудника;

8) накапливается ли работа, в какой степени требуется сверхурочная работа;

9) что препятствует выполнению работы, есть ли какие-либо   факторы,   тормозящие   эффективность   и   экономичную деятельность.

Заявление сотрудника о том, что он перегружен, следует не  воспринимать буквально, а постараться разобраться, почему и когда, в силу каких обстоятельств работа накопилась и происходит ли это регулярно и почему.

Этапы аттестации и анализ результатов аттестации

Аттестация   проводится   в   несколько   этапов: подготовка,   сама   аттестация   и   подведение итогов.       

1Подготовка, осуществляемая кадровой службой, включает:

•   разработку принципов и методики проведения аттестации;

• издание нормативных документов по подготовке и проведе­нию аттестации (приказ, список аттестационной комиссии, методика проведения аттестации, план проведения аттеста­ции, программа подготовки руководителей, инструкция по хранению персональной информации);

• подготовку специальной программы по подготовке к прове­дению аттестационных мероприятий (при проведении атте­стации в первый раз по новой методике);

•   подготовку материалов аттестации (бланки, формы и т.д.).

2.  Проведение аттестации:

• аттестуемые и руководители самостоятельно (по разработанной кадровой службой структуре) готовят отчеты;

• аттестуемые и не только руководители, но и сотрудники и коллеги заполняют оценочные формы;

•  анализируются результаты;

• проводятся заседания аттестационной комиссии.

3.  Подведение итогов аттестации:

• анализ кадровой информации, ввод и организация исполь­зования персональной информации;

• подготовка рекомендаций по работе с персоналом;

•  утверждение результатов аттестации.

Анализ результатов аттестации включает: 1)  оценку труда, 2)  оценку персонала, 3)  сведение и обработку данных, 4)  собесе­дования по результатам аттестации.

1)   Оценка труда — это выявление работников:

 • не удовлетворяющих стандартам труда;

•   удовлетворяющих стандартам труда;

•   существенно превышающих стандарты труда.

2) Оценка персонала предполагает:

•   диагностику уровня развития профессионально важных ка­честв;

• сопоставление индивидуальных результатов со стандартны­ми требованиями работы (по уровням и специфике должно­стей);

• выявление сотрудников с отклоняющимися от стандартов качествами;

•  оценку перспектив эффективной деятельности;

• оценку роста;

•  ротацию.

3)  Сведение и обработка данных, как правило, проводятся по окончании аттестации. Для подведения обобщенных итогов

•  составляются сравнительные таблицы эффективности ра­ботников;

• выделяются группы риска (неэффективно работающих или работников с неоптимальным уровнем развития профессио­нально важных качеств);

• выделяются группы роста (работников, ориентированных и способных к развитию и профессиональному проведению);

• готовятся рекомендации по использованию данных аттестации

4)  Проведение собеседований по результатам аттестации. Кроме обратной связи с аттестуемым, в ходе беседы проводятся уточнение данных и сбор дополнительной кадровой информа­ции. Затем новые и уточненные данные вводятся в обобщенные формы и анализируются.

Чтобы кадровой информацией можно было воспользоваться при принятии кадровых и иных решений, необходимо правиль­но организовать хранение информации по результатам аттестации, следует разработать особую форму ввода и хранения информа­ции (по персоналиям, отделам, уровням иерархии, направлениям деятельности подразделений). Необходимо также иметь воз­можность поиска информации и по этим параметрам, и по па­раметрам качества и количества труда.

Типы индивидуального стиля овладения знаниями

В качестве еще одного фактора, который оказывает существенное влияние на ожидания слушателей по отношению к процессу обучения, выступает прошлый опыт и сложившийся при этом индивидуальный стиль овладения знаниями. Сегодня можно го­ворить о четырех основных типах индивидуального стиля обу­чения: 1) функциональном, 2) личностном, 3) авторитарном и 4) проектном.

Функциональный стиль обучения предполагает получение знаний через овладение определенными алгоритмами профес­сиональной деятельности. Такого типа обучение типично для технических вузов, университетов, дающих человеку строгое представление о правилах, способах, инструментах и этических принципах, реализуемых в данной сфере профессиональной деятельности.

Индивид, предпочитающий личностный стиль обучения, ов­ладевает знаниями и умениями через уподобление личности значимого профессионала, через копирование способов работы учителя. Такой способ обучения часто культивируется в творче­ских профессиях, в которых важно передать не столько алго­ритм работы, сколько определенное мировоззрение, совокуп­ность существенных оснований, детерминирующих эффектив­ную профессиональную деятельность.

При авторитарном стиле обучения получение знаний осуще­ствляется за счет идентификации обучаемого с той ролью, кото­рую ему необходимо выполнять. Обучаемый в этом случае оза­бочен не столько тем, что ему необходимо знать и уметь, сколь­ко тем, каким стать, что в себе изменить, чтобы быть успешным на своем рабочем месте. Процесс обучения осуществляется че­рез строгое определение своей профессиональной позиции в терминах своего места в иерархической структуре, полномочий и ответственности, типов взаимосвязей, форм отчетности. При этом стиле обучения слушатель готов полностью подчиниться соответствующим правилам и предписаниям. Такой стиль обу­чения может быть весьма успешным при обучении тем профес­сиям, которые требуют от исполнителя полного подчинения распоряжениям, четкого (до самозабвения) выполнения предпи­саний вплоть до отказа от индивидуальных интересов.

Слушатели, предпочитающие проектный стиль обучения, от­личаются инициативностью по отношению к учебной ситуации в целом. Это относится и к содержанию учебного материала, и к процессу обучения. Для этой категории слушателей обучение — это процесс, который никогда не прекращается и лучше всего реализуется в реальной деятельности. Они готовы включаться в различные проекты, участвовать в деятельности в самых разных позициях (от исполнительских до творческих). Лекционное за­нятие они склонны превратить в дискуссию, а деловую игру на­сытить множеством существенных нюансов. Им необходимо максимально широко и глубоко познать сложную и многообраз­ную деятельность, к которой они себя готовят и которая, по их мнению, не может быть однозначно определена в виде инструк­ций. Кроме того, для слушателей с проектным стилем обучения характерна потребность в личностном выборе профессиональ­ных позиций и ролей, а также направлений, которые они считают приоритетными и важными с точки зрения собственного развития. Ориентация на проектный стиль обучения может быть особенно эффективной при подготовке менеджеров высшего звена управления, консультантов и, конечно, преподавателей.

В целях повышения эффективности обучения преподаватель все более переходит от процесса одностороннего взаимодейст­вия — монолога (в режиме трансляции) к активному процессу двустороннего общения — диалогу (сначала в режиме общения, а затем и коммуникации).

Для более точного учета специфики аудитории преподава­тель должен уметь работать в нескольких ролях, исполняя раз­личные функции, и учитывать особенности взрослой аудитории, прошлый жизненный и профессиональный опыт слушателей, их мотивацию и индивидуально-психологические особенности.