ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — В ПОМОЩЬ!

относится к [ Личностное развитие ]

В практической психологии разработаны методы, позволяющие человеку сбрасывать внутреннее напряжение и успокаиваться. Условно эти методы называются искусственными, специально созданными человеком для управления самим собой в стрессовой ситуации. Читателю предлагается различные психотехнические упражнения.

Попробуйте практически выполнить те из них, которые понравятся. Упражнения, которые оказались для вас наиболее эффективными, следует регулярно практиковать в своей жизни и работе. Как только вы почувствуете нарастание внутреннего напряжения, вместо того, чтобы выплескивать его на окружающих или заниматься самоедством, поменяйте направление своей разрушительной энергии и направьте ее на какое-либо нейтральное занятие. Займитесь психотехническим упражнением, которое поможет вам быстро избавиться от напряженного состояния. При этом вы сможете избежать обычных отрицательных последствий: на вас никто не обиделся, как это обычно бывает, когда вы в запале говорите много обидных слов своим коллегам пли подчиненным. Да и сами вы сохраните свое здоровье и уверенность в себе, поскольку сможете избежать мучительных раздумий о своих реальных и мнимых ошибках и о том, как было бы хорошо, если бы этих ошибок вообще не было.

Формирование эффективных средств саморегуляции необходимо начать с обучения способам снятия усталости, успокоения и релаксации. Мы все знаем, что больше нервничают переутомленные люди. Уставший и измотанный человек заводится по пустякам, черпая недостающую ему силу в энергии конфликта. Поэтому в период интенсивной работы следует больше внимания уделять психотехническим упражнениям успокоения и релаксации с целью профилактики возможных нервных срывов. Релаксационные упражнения выполняются в течение 10—15 минут в спокойной обстановке. Сядьте в кресло у себя в кабинете, закройте глаза и постарайтесь в своем воображении вызвать те образы, которые описываются в упражнении. Вместе с образами стремитесь как можно ярче и отчетливее пережить эмоции, которые эти образы у Вас вызывают.

Упражнение Убежище

Представьте себе, что у вас есть удобное и надежное убежище, в котором вы всегда можете отдохнуть, когда захотите. Дорогу в это убежище знаете только вы, никто другой вас там не потревожит. Не обязательно, чтобы это место существовало в жизни. Если у вас нет такого убежища, придумайте его. Это может быть маленький деревенский домик в далекой деревне или небольшая квартира на окраине города, о которой никто не знает. Это может быть все, что угодно. Это может быть даже космический корабль, уносящий вас прочь от Земли… Мысленно представьте себе это место. Опишите, какие вещи в нем находятся, которые вам нравятся и создают ваше жизненное пространство. Представьте, что вы делаете, когда отдыхаете в своем убежище. Возможно, вы слушаете музыку, смотрите на огонь в камине, читаете, рисуете или что-то другое. Старайтесь подумать о тех занятиях, которые вам наиболее приятны.

В течение дня каждый раз, когда вы чувствуете себя особенно уставшим и начинаете нервничать, на несколько минут представляйте себе свое убежище.

Упражнение Внутренний луч

Сядьте в удобное кресло и закройте глаза. Представьте, что в верхней части вашей головы возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и теплым, ровным и расслабленным светом изнутри освещает ваше лицо, шею и плечи. По мере движения луча разглаживаются складки бровей и зажимы в области губ, расслабляются мышцы лица, исчезает напряжение в области затылка, освобождаются от напряжения плечи. Внутренний луч формирует вашу новую внешность — спокойного и уверенного в себе человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Заканчивайте упражнение словами: Я стал (а) новым человеком! Молодым и здоровым! Спокойным и стабильным!

Упражнение Настроение

Сядьте за стол и возьмите цветные карандаши или фломастеры. Перед Вами — чистый лист бумаги. Нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свое беспокойство и тревогу на бумагу, стараясь выплеснуть его полностью, до конца. Рисуйте до тех пор, пока не заполнится все пространство листа, и вы не почувствуете успокоение. Ваше время сейчас не ограничено: рисуйте столько, сколько нужно. Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля с вашей стороны.

После того, как вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросьте его в урну. Все! Теперь вы избавились от своего напряженного состояния! Ваше напряжение перешло в рисунок и уже исчезло, как исчез этот неприятный для вас рисунок.

Вы успокоились, но проблема, мучившая вас, осталась. Она существует в вашей жизни, и при помощи психотехники от нее не избавиться. Мы можем только изменить к ней свое отношение, но исключить проблему из своей жизни практически невозможно.

Стадии развития стрессового состояния

относится к [ Личностное развитие ]

Рассмотрим динамику протекания стрессового состояния у человека. Выделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека:

•  нарастание напряженности (первая стадия, линия АВ);

•  собственно стресс (вторая стадия, линия ВС);

•  снижение внутренней напряженности (третья стадия, линия CD).

Линия AD показывает уровень фоновой активности человека, находящегося в спокойном бодрствующем состоянии. По своей продолжительности первая стадия строго индивидуальна. Один человек заводится в течение 2 — 3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Во в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего в стресс, меняется на противоположный знак. Так, спокойный и сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, он может стать даже агрессивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и неразговорчивым. Японцы говорят: Человек теряет свое лицо (утрачивает самообладание).

На первой стадии исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (типа Ты сам (а) — такой (такая)…).

Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Вторая стадия развития стрессового состояния начинается в точке В, в которой у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). Стихия деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все впоследствии очень жалеют об этом.

Также как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.

На третьей стадии он останавливается и возвращается к самому себе, часто переживая чувство вины (Что же я сделал (а)!), и дает себе слово, что этот кошмар больше никогда не повторится.

Увы, через некоторое время стресс повторяется. Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления).

Чаще всего этот сценарий усваивается в детстве, когда родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Так, одни переживают стресс, чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и без существенного вреда для здоровья окружающих). Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и находясь как бы в стрессовом угаре.

Стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится не только по частоте и форме проявления. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет, прежде всего свои собственные ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя.

Усвоенный в детстве стрессовый сценарий происходит почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, как включается стрессовый механизм и начинает разворачиваться практически против воли человека, как маховик какого-то мощного и убийственного оружия. Человек начинает конфликтовать по причине какой-либо мелочи или пустяка. У него искажается восприятие действительности, он начинает придавать негативное значение происходящим событиям, подозревая всех в несуществующих грехах.

ПОПРОБУЙТЕ ДЕЙСТВОВАТЬ ОТ ПРОТИВНОГО

относится к [ Работа с заказчиком ]

Развитие навыков позитивного мышления помогает человеку успешно справиться с собственным стрессом. Но в некоторых случаях необходимо двигаться от противного: сознательно усилить собственные переживания в своих размышлениях с тем, чтобы затем, возвратившись в реальность, почувствовать, что не так уж все и плохо. Через такое придуманное усиление переживания мы реально освобождаемся от тяжелых эмоциональных состояний.

Этот психологический механизм положен в основу фильмов ужасов: чем страшнее в кино (просматривая фильм, человек всегда помнит, что это — не в жизни), тем спокойнее в реальности. Там убивают, кровь льется рекой. Выключил телевизор — дома становится так хорошо и спокойно! Да, проблемы есть, но не такие, как в этом фильме! Там — просто ужас! А здесь — переживем, справимся!

Вернемся к своей проблеме.

Упражнение Могло быть хуже

Возьмите чистый лист бумаги и напишите для себя маленькое сочинение. Кратко опишите свою рабочую или личную проблему. Причем сейчас не имеет значения, в какой сфере вашей жизни эта проблема находится — производственной или личной. Выберите именно актуальную для вас проблему, которая вас мучает, не дает спать по ночам и которая не имеет решения.

Затем подумайте о том, какие самые страшные и непоправимые последствия дальнейшее развитие этой проблемной ситуации могло бы иметь лично для вас? Напишите для себя эти последствия.

Например, вы можете быть уволены? Или вы можете заболеть так, что будете многие годы, прикованы к постели? Что еще самого плохого для вас могло бы случиться? А как вы живете сейчас? Вы, оказывается, работаете? И

довольно успешно? Кроме того, вы чувствуете себя довольно хорошо? Оказывается, все не так страшно? И еще можно жить и бороться? И каждый раз, когда ваша проблема захлестывает вас, когда начинает казаться, что все плохо и ничего уже нельзя изменить к лучшему, постарайтесь подумать о том, как могло бы быть еще хуже. А затем вернитесь в свою реальную жизнь и посмотрите на нее с оптимизмом и радостью.

Есть такая притча. Пришел к мудрецу мужчина, глава семейства, с жалобой: дома жить невозможно, потому что очень тесно и все друг другу мешают. Мудрец посоветовал завести дома козла. Человек удивился совету мудреца, но послушался. Через некоторое время он опять пришел за советом и со слезами стал жаловаться, что жить стало еще труднее. И так было мало места, да еще козел мешает. Мудрец посоветовал продать козла. На другой день человек пришел к мудрецу счастливым. Как после продажи животного в доме стало просторно!

ЧТО ДЕЛАТЬ СО СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ?

относится к [ Личностное развитие ]

Не секрет уже и для нас самих, и для всего мира, что мы, россияне, примерно уже около десяти лет живем в условиях хронического стресса и на пределе своих физических и психических возможностей. Стресс испытывают не только работники банковской сферы, но практически все работающие и не работающие люди: молодые, люди среднего возраста и старики.

Очевидно, что впереди — еще годы напряжения и тяжелого, изматывающего труда. Причем изматывает нестабильность, неустойчивость политических и экономических условий нашей жизни. Невозможно четко планировать свой завтрашний день. А как жить, не зная, что будет завтра?

Трудно, ничего не скажешь. Но найти силы для полноценной жизни мы можем только в себе самих. Начнем со своих проблем.

Отношение к проблеме. Как вы относитесь к своей проблеме?

Как часто мы видим, что переживание человеком благополучия или не благополучия в своей жизни, по существу, не зависит от того, сколько в действительности он имеет проблем. Многие люди увешаны проблемами с головы до пят, но они бодры, энергичны и всегда готовы постоять за себя перед судьбой. А другие, столкнувшись даже с незначительными трудностями, уже опустили руки и покорно принимают удар за ударом, не пытаясь сопротивляться.

Одни на вопрос  Как живется?  отвечают: Все нормально!. Другие начинают жаловаться и вздыхать: Жизнь сейчас тяжелая! Все плохо! Непонятно, что происходит? Вот раньше….

Действительно, ощущение счастья или несчастья — внутри самого человека. Только мы сами оцениваем то или иное событие отрицательно или положительно. Само по себе событие — нейтрально.

Как можно оценить действительно тяжелую ситуацию, например болезни или утраты близкого человека?

Один говорит так:

•  Как несправедлива ко мне судьба!

•  За что мне такое горе?!

•  У всех все хорошо, только у меня все плохо!

•  Ничего хорошего уже в моей жизни больше не будет! Жизнь моя не удалась!

А другой достойно встречает удары судьбы:

•  Это ужасно. Но ничего, переживем.

•  Что делать? Жить-то все равно надо!

•  Ничего, будет и на нашей улице праздник!

•  Мы еще поборемся!

 Только мы сами делаем выводы, как нам жить дальше. Пережить свое горе и опять встать, чтобы полноценно продолжать жизнь или опуститься в эту горестную пучину и захлебнуться в ее мучительной сладости? Ведь для многих людей в страдании есть какое-то таинственное, необъяснимое чувство наслаждения.

Выберите свою роль в жизни! Кто вы?

Роль страдальца. Вас все жалеют, вы часто оказываетесь в центре внимания, рассказывая о своих проблемах, которые вам приходится переживать.

Роль борца. В глубине души вы переживаете свое горе. Но считаете, что это — ваша проблема, не стоит перекладывать ее на плечи других. Вы можете справиться с ней сами.

Давайте попробуем справляться со своими проблемами!

И для этого — попробуем спокойно продумать возможные способы выхода из своей проблемной ситуации. А перед этими размышлениями попробуйте выполнить следующее упражнение.

Упражнение Проблема

Оно направлено на снижение субъективной значимости проблемной ситуации для человека, достижение внутреннего спокойствия и адекватного отношения к существующей проблеме. Выполняется в течение 10—5 минут. Займите удобную позу, закройте глаза. Постарайтесь представить следующие образы-картинки. Подумайте о своей проблеме, которая в последнее время волнует и мучает вас больше всего. Кратко сформулируйте ее для себя в двух-трех словах. Представьте лицо человека, с которым вы недавно обсуждали свою проблему. Вспомните, о чем он говорил и что вы ему отвечали. Воспроизведите в своем воображении обстановку комнаты, время и содержание беседы.

При помощи своего воображения постарайтесь увидеть ситуацию со стороны, как будто вы стали внешним наблюдателем. Например, вы видите себя и своего собеседника отраженными в зеркале. Включите в эту картинку ваших ближайших соседей, знакомых или родственников. Какие проблемы и нерешенные вопросы есть у них? Что их мучает, и какие препятствия им приходится преодолевать в жизни? Представьте дом, в котором вы живете, и людей, которые живут вместе с вами.

Когда ваша картинка расширится и станет отчетливой, включите в нее ваше представление о городе, в котором живете, подумайте также о всей стране, ее огромных пространствах и людях, населяющих города, села, деревни. Расширяя свое воображение, представьте теперь всю нашу Землю с ее материками, океанами и миллиардами живущих на ней людей.

Двигайтесь дальше к расширению картинки: подумайте о нашей Солнечной системе — огромном пылающем Солнце и планетах, вращающихся вокруг него. Постарайтесь почувствовать бесконечность Галактики, ее равнодушное спокойствие и даже безразличие относительно каких-то маленьких человеческих существ, населяющих Землю…

Продолжая удерживать в своем воображении это переживание необъятной глубины Космоса, снова подумайте о своей проблеме. Постарайтесь сформулировать ее в двух-трех словах.

Вы прочитали текст упражнения Проблема. Что Вы чувствуете? Обычно люди говорят:

 •   Я смог успокоиться, когда почувствовал, что моя проблема ничтожно мала по сравнению с огромным и величественным Космосом! Это хорошо. Размышления в ходе упражнения были для этого человека полезными. Проблема, реально существующая у него, перестала быть такой огромной, как это казалось ему раньше. По-видимому, преувеличение значимости этой проблемы подавляло этого человека и мешало ему выработать ее разумное решение.

•   Я удивлен тем, что проблема вообще перестала для меня существовать! Когда я смог почувствовать необъятность и вечность Космоса, в конце упражнения, при повторном возвращении к своей проблеме я не смог ее сформулировать. Такой результат свидетельствует о том, что проблема, этого человека была вызвана его утомлением и внутренним напряжением. Как только он немного отдохнул и успокоился в ходе размышлений, предлагаемых в данном упражнении, проблема действительно перестала для него реально существовать.

•   Моя проблема стала для меня не такой важной, как только я подумал о том, сколько людей населяет нашу страну и вообще нашу планету, сколько людей действительно страдающих! Для этого человека полезным было размышление о том, что он не один в своем страдании. Еще раз он подумал о том, что у многих людей есть еще более тяжелые проблемы. Он как бы почувствовал свое единство с этими людьми и в то же время понял, что в жизни могут быть еще более сложные ситуации, нежели та, которую он переживает.

•   Мне было так хорошо в Космосе! И совсем не хотелось возвращаться на Землю! Человек стремится успокоиться. Но за счет того, что он внутренне отодвигает свои проблемы, уходит в мир грез и фантазий. На какое-то время это ему помогает, но возвращаться в реальность и решать свои проблемы все равно нужно.

•   У меня ничего не изменилось. Моя проблема осталась для меня такой же значимой, как и в начале упражнения. Та формулировка проблемы, которая была в начале, осталась и в конце. Я точно также сформулировал проблему после возвращения из Космоса. Такой результат говорит о многом. Во-первых, этот человек может быть настолько поглощенным своей действительно сложной проблемой, что размышлений о других людях и Космосе в течение 15—0 минут для него явно недостаточно. Во-вторых, этот человек, возможно, уже справился со своей проблемой собственными силами, и выполнение психотехнического упражнения было для него как постфактум. И, в-третьих, возможно, для этого человека нужны другие средства снятия напряжения. И это — нормально. Нет средств, которые помогают всем и всегда. Психологические методы строго индивидуальны, и необходимо искать те, которые помогают именно вам. Главное состоит в том, что нужно стремиться к тому, чтобы управлять своими переживаниями и находить именно свои собственные средства саморегуляции.

 Итак, вы подошли к решению своей проблемы. Теперь она уже не кажется вам слишком тяжелой и неподъемной. Вы сумели посмотреть на нее со стороны и почувствовали, что она может быть решена. С чего же начать ее решение? Попробуйте выполнить следующее упражнение. Цель этого упражнения состоит в том, чтобы сосредоточиться и активизировать свое мышление.

Упражнение Мудрец

Удобно расположитесь в кресле. Закройте глаза и представьте себе, что идете по лесной тропинке. Яркий солнечный день, пение птиц, приятные лесные запахи. Вы выходите на лесную поляну. В центре поляны стоит развесистый дуб, которому, наверное, не меньше ста лет. У основания дерева, у его корней, сидит старый человек — мудрец. В своем воображении подойдите к нему как можно ближе.

Посмотрите на лицо этого человека. Как можно подробнее представьте для себя его облик: посмотрите в его глаза, постарайтесь понять его настроение. И когда вы окончательно почувствуете доверие к мудрецу, постарайтесь сформулировать свой самый важный сейчас вопрос и задайте ему. Вопрос должен быть лаконичным и точным. Сосредоточьтесь и постарайтесь услышать ответ мудреца. То, что скажет вам старый мудрый человек в вашем воображении, — это часто то направление, в котором следует двигаться, чтобы правильно разрешить свою проблемную ситуацию.

КАК НЕ ПОПАСТЬ В ТОЧКУ В?

относится к [ Личностное развитие ]

Помните, какая ваша главная задача?

Ваша главная задача: научиться справляться со своим внутренним напряжением в первые минуты или даже секунды стресса, на первой его стадии, не теряя самоконтроля (не попадая в точку В) и не выплескивая свое раздражение на окружающих.

Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Начнем двигаться в этом направлении! Имеющиеся методы саморегуляции в стрессе можно разделить на две группы: естественные и искусственные.

Естественные методы саморегуляции основаны на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет под рукой в своей жизни и работе. По существу, эти методы связаны с разумным планированием режима своего труда и отдыха. Искусственные методы — это способы саморегуляции в стрессе, которые разработаны в практической психологии. В этом параграфе разбирается первая группа методов, а в следующем — вторая.

Итак, естественные методы саморегуляции. Что это такое? Вспомните, что вы делаете дома и на работе, чтобы улучшить свое настроение и успокоиться? Есть ли у вас свои секреты, помогающие вам восстановить внутренний эмоциональный баланс и равновесие в стрессовой ситуации?

Если вы смогли вспомнить не менее (а может, и более) пяти занятий, которые вам помогают защититься от разрушающего стресса, это хорошо. Это свидетельствует о том, что вы успешно работаете над собой. Если же у вас возникают трудности в определении одного – двух таких занятий, это признак того, что вы себя забросили, пустили стихию разрушительного стресса на самотек, что, безусловно, плохо.

Служащие банковской сферы называют в основном такие средства самопомощи в стрессе:

-О-   На первом месте по эффективности стоит различная физическая нагрузка. Многие после работы занимаются спортом (играют в спортивные игры, занимаются различными видами гимнастики), совершают прогулки. Большинство отмечает, что важно немного физически устать. И тогда психологическая усталость проходит, раздражение заметно снижается, а то и совсем исчезает.

•  Довольно часто люди отмечают, что быстро успокоиться и привести свои нервы в порядок помогает вода; плавание в бассейне, различные водные процедуры ванная, душ, баня, сауна.

4-   Хорошо, если человек имеет какое-либо увлечение, помогающее ему расслабиться и получить удовольствие. Некоторые отдыхают в кругу семьи (особенно благотворно действует общение с детьми), гуляют с животными. Замечено, что те, кто чувствуют себя одинокими, часто заводят собак, а те, кто характеризуются повышенной раздражительностью, любят кошек. Кроме этого, мужчины предпочитают заниматься машиной в своем гараже. Женщины любят ходить по магазинам.

-О-   Важно не забывать доставлять себе удовольствие — время от времени делать то, что приятно.

<>   И последнее: легко сбрасывать стресс помогает общение со спокойными и оптимистичными людьми.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС В РАБОТЕ БАНКОВСКИХ СЛУЖАЩИХ

относится к [ Личностное развитие ]

В современных условиях деятельность банковских служащих буквально насыщена стрессогенными факторами. Можно говорить о том, что стрессогеиный характер их работы приближается к критическому, при котором уже сейчас наблюдаются явно выраженные невротические симптомы в их эмоциональном состоянии и поведении. Причем воздействию стресса подвержены все три группы банковских работников. И невозможно отдельно оценить, какая группа переживает стресс в большей, а какая —  в меньшей степени. Поэтому мы представим в основном общую характеристику имеющихся стрессогенных факторов и связанных с ними невротических симптомов в состоянии и поведении банковских служащих.

Среди стрессогеиных факторов в работе банковских специалистов выделяются следующие: предельно высокая ответственность в работе и фактическое отсутствие права на ошибку, неудовлетворенность профессиональным статусом, страх потерять работу, недооценка со стороны руководства и коллег профессиональной значимости, присутствие в банковской сфере требования к реализации излишне формализованных отношений и отсутствие условий для интеллектуального и личностного самовыражения и самореализации специалистов, наличие обостренных конкурентных отношений с сотрудниками, недостаток развернутой положительной стимуляции труда банковских служащих и преобладание отрицательной (выговоров, лишения премий и других льгот и т. п.).

Предельно высокая ответственность в работе и фактическое отсутствие права на ошибку проявляются в том, что банковские служащие любого ранга постоянно внутренне напряжены и вынуждены осуществлять сверх-контроль за своей деятельностью и деятельностью своих подчиненных. В процессе принятия решений они испытывают давление фактора риска и переживают непрекращающееся чувство вины за возможность совершения ошибок в работе.

Вследствие этого они сознательно запрещают себе и своим подчиненным иметь вообще какие-либо ошибки, что парадоксально как раз увеличивает вероятность ошибок по причине внутреннего нервного истощения и наличия эмоциональной хронической усталости.

В условиях появления все новых и новых инструкций, часто противоречащих друг другу, работники банков вынуждены досконально их изучать и всегда держать в памяти. Для этого подавляющее большинство из них увеличивает рабочее время, приходя на работу раньше положенного времени и уходя значительно позже окончания рабочего дня. Многие берут рабочие материалы домой, посвящая домашнее время не отдыху и семейным занятиям, а детальной проработке документов, написанию отчетов, актов и прочему.

В результате напряженность трудовой деятельности усиливается отсутствием полноценного отдыха и возможности восстановиться после рабочего дня. Хроническое переутомление наблюдается практически у 75% банковских работников, примерно 25% из них нуждается не только в психологической, но и медикаментозной помощи.

Несмотря на высокий статус банковских работников, большинство из них испытывает неудовлетворенность своим должностным положением на работе. Особенно это касается второй группы служащих, пришедших в банковскую сферу из других областей и имеющих определенный статус (научную степень, признание, заслуги). Они были вынуждены сменить профессию и начать работу в банке практически с нуля, часто испытывая зависимость от руководителя, имеющего более низкий уровень интеллектуального развития и коммуникативной культуры, но более продолжительный стаж работы в банковской сфере.

Для 20% из этой группы банковских служащих характерно проявление оппозиционности, подчеркнутой обособленности, внутреннего сопротивления или нежелания идти на компромисс. Около 5% из них выражают неудовольствие тем, что по отношению лично к ним были реализованы не-справедливые действия руководства, а 15% находятся в состоянии крайнего раздражения изменениями, произошедшими в их работе помимо их води и намерений, по причине резкой смены социально-экономических условий, произошедшей в России и бывшем СССР. Последние отмечают, что потраченные годы кропотливого труда в советский период оказались напрасными и наработанные профессиональные знания и опыт не могут быть полностью применены на новой работе. Кроме того, они фиксируют не только позитивные, но и негативные последствия российской перестройки, И переносят их на свою жизнь и работу, в определенной степени выявляя неразумность произошедших перемен.

Страх потерять работу присутствует практически у всех работников в различных профессиональных сферах, но в банковской сфере он более выражен. Банковские работники имеют сравнительно более высокий материальный уровень, и у них сформированы привычки к хорошему питанию, дорогой одежде и другим условиям жизни. Они отдают себе отчет в том, что потеря работы связана с резким понижением уровня жизни как для них самих, так и их близких. По причине того, что многие банки в последние годы перестали существовать и число свободных рабочих мест резко сократилось, поиск другой работы в банковской сфере может быть безрезультатным. Данное переживание усугубляется еще и тем обстоятельством, что банковская сфера требует от каждого работника довольно узкой специализации и выбор новой работы вне банковской области может быть значительно затруднен и связан с неизбежной сменой профессии.

Примерно 50% работников банков пытаются психологически защититься путем вытеснения или рационализации своих страхов. Вытеснение часто выражается в том, что работник запрещает себе об этом думать и пытается жить и работать так, как будто все нормально и ничего страшного нет. Рационализация проявляется в том, что, не осознавая истинной причины своего напряженного внутреннего состояния, человек объясняет его себе и своим близким различными другими причинами: наличием обычной усталости, неудовлетворительными отношениями с непосредственным руководителем или коллегами и др.

В результате неосознанности страха потери места работы и наличия непроработанных психологических защит, когда люди не понимают, чего они реально боятся, у 20% банковских работников наблюдаются состояния хронической депрессии (подавленности, апатии, безразличия), а у примерно 15% возникает внутриличностный конфликт (внутреннее противоречие, резкие спады и подъемы настроения, наличие амбивалентных решений — одновременно как за, так и против).

Недооценку профессиональной значимости со стороны руководства и коллег отмечают в основном работники второй и третьей групп — как те, кто пришел в банки из других организаций, так и молодые служащие, часто занимающие должности па нижних этажах банковской иерархии. Они отмечают имеющееся у них чувство разочарования (40%), ощущение своей ненужности (25%), нежелание работать эффективно и с высокой отдачей (15%).

До 80% работников из указанных выше групп говорят об отсутствии возможности профессионального и должностного роста по причинам занятого более высокого этажа власти и стремления вышестоящего руководителя максимально использовать своего подчиненного, не принимая в расчет ни необходимость предоставить последнему время для повышения квалификации, ни вообще отдохнуть и восстановиться.

Излишне формализованные отношения и отсутствие условия для самовыражения и самореализации отрицательно оценивают практически все банковские служащие. Они говорят о невозможности быть самим собой, проявлять истинные чувства, быть искренними и открытыми не только в рабочее время, но и при организации неформальных ситуаций (дней рождений, праздников, коллективных выездов на отдых и проч.). Практически все, начиная от руководителей высоких уровней банковской иерархии и кончая исполнителями, отмечают чувство скованности, зажатости и повышенной тревожности.

Наличие обостренных конкурентных отношений с коллегами по работе особенно часто отмечают активные работники, которые ориентированы на успех и испытывают потребность в самоутверждении, внутреннем развитии и карьерном росте. Примерно 28% из них выражают нежелание быть обойденными другими, 20% не довольны всевозможными ограничениями в своей работе, 8% вообще не надеются на возможность удовлетворить свой уровень притязаний в банковской сфере.

Недостаток положительного стимулирования труда и преобладание отрицательной оценки со стороны руководства отмечают 42% банковских работников. Руководители применяют в основном, санкции и взыскания, в определенной степени манипулируя высокотревожными работниками, вызывая у них чувства страха, внутренней незащищенности и неуверенности.

Хронический стресс и связанная с ним внутренняя эмоциональная напряженность выражаются у банковских работников в форме неосознанных психологических защит. Некоторые из них свои отрицательные эмоции переносят на окружающих, часто на членов семей (механизм проекции), другие придумывают для себя различные объясняющие причины (механизм рационализации), третьи имеющиеся трудности и проблемы стараются просто не замечать (механизм отрицания). Многие из работников банков неприятные эмоции пытаются искусственно подавить и заместить противоположными переживаниями (механизм замещения). Подавляющее большинство сбрасывает накопившуюся агрессивную энергию за пределами банковской организации, в основном в семьях (механизм сублимации).

В результате такого положения дел и фактического отсутствия эффективной социально-психологической поддержки в банковской сфере у банковских служащих наблюдается обострение проблем физического и психофизического здоровья: к 50-ти годам мужчины жалуются на различные недомогания хронического характера, а у женщин уже к 40 годам наблюдаются признаки физического и психофизического старения. Практически все, кому за 40, постоянно применяют релаксационные медикаментозные средства и постоянно лечатся по поводу психосоматических заболеваний.

Банковские работники пытаются перестроить свою жизнь и работу и каким-либо образом защитить себя от разрушающего хронического стресса. И в этом направлении реализуются как конструктивные, так и неконструктивные способы защиты. Среди неконструктивных способов можно назвать стремление к эмоциональной независимости и избавлению себя от жесткого давящего контроля сверху (20%), а также снижение уровня притязаний (10%). Наблюдаются случаи играния ролей — выраженного желания напустить на себя искусственное безразличие и равнодушие (5%). Примерно 60% работников реализуют конструктивные способы защиты от хронического разрушающего стресса: стараются улучшить социально-психологический климат у себя в коллективе, изменить взаимные оценки друг друга с отрицательных на положительные, построить на работе психологически комфортные взаимоотношения с сотрудниками, смягчить возникающие па работе разногласия и конфликты.

В конечном итоге, примерно каждый второй работник банковской сферы потенциально психологически готов к более эффективной реализации своего личностного и интеллектуального потенциала при условии снижения уровня хронического стресса в своей деятельности. При ознакомлении их с имеющимися знаниями в области психологии стресса и естественными и психотехническими способами снятия внутреннего напряжения можно дать им в руки инструмент самопомощи, который они смогут успешно применять при возникновении напряженных ситуаций.

ОБЩЕНИЕ ПО ТЕЛЕФОНУ

относится к [ Работа с заказчиком ]

Люди редко задумываются над тем, что разговор по телефону — это особый разговор, имеющий принципиальное отличие от разговора лицом к лицу. В чем же это принципиальное отличие?

Телефонный разговор — это разговор, который строится только на основе слов и который почти полностью исключает невербальный аспект общения. Говоря по телефону, человек не видит выражения лица своего собеседника и вынужден ориентироваться только на те слова, которые он произносит. А, как известно, люди обычно говорят одно, а думают совсем о другом. Чтобы почувствовать, что же человек думает, мы смотрим на его лицо, глаза, оцениваем его позу и характеристику движений. В телефонном разговоре такое оценивание невозможно.

Конечно, невербальная сторона разговора может быть прочитана по междометиям, которые допускает партнер или по интонации его голоса. Но часто этого бывает недостаточно. Кроме того, телефонный разговор не дает возможности понять организационный и социальный контексты ситуации, в которой находится собеседник на другом конце провода. Что он делает? Кто стоит рядом? Какие бумаги и документы лежат перед ним? Сколько времени он имеет для того, чтобы говорить? Все эти вопросы остаются за кадром.

Поэтому обсудим несколько важных условий успешного делового разговора по телефону.

Как следует начать телефонный разговор?

 •  Если вы позвонили сами, обязательно следует представиться. В противном случае можно попасть в несколько неприятную ситуацию, когда у вас спросят: С кем я имею честь разговаривать?, Кто его спрашивает?, Как вас представить?. Нет никакой уверенности, что эти вопросы вам зададут доброжелательным тоном. Если вы позвонили в то время, когда ваш предполагаемый собеседник занят, то можете услышать его недовольный и даже сердитый голос.

•  Поэтому после представления следует задать вопрос о том, располагает ли ваш собеседник достаточным временем, чтобы поговорить. Или попросите время для телефонного разговора: Мне необходимо поговорить с вами 5 минут.

Что не следует говорить по телефону:

 •  Нельзя обсуждать неопределенную проблему, поскольку можно легко пойти на поводу партнера или, наоборот, проявить излишнюю директивность,

•  Нельзя обсуждать важные вопросы с незнакомым человеком. В этом случае следует договориться о встрече.

•  Желательно исключить личный тон общения. Поддерживайте нейтральную интонацию разговора.

•  Нежелательно требовать, чтобы телефонный собеседник принял важное решение, которое он по тем или иным причинам не склонен принимать. По телефону легко солгать и поэтому он может согласиться, но реально останется противником такого телефонного решения.

•  Нельзя просить по телефону, если вы не уверены в том, что собеседник тоже хочет того, чего хотите вы. По телефону значительно легче отказать, нежели при личном контакте,

•  По телефону нельзя долго молчать, У собеседника появляется ощущение, что вы пропали (не слушаете, не заинтересованы, устали и проч.).

По телефону нужно говорить так:

 •  Не пропадать. Постоянно фиксировать междометия: Да-да…, Я слушаю вас …, Я вас понимаю, Что вы говорите?.

•  Стараться компенсировать отсутствие невербальной информации выражением своего отношения к разговору. Применять некоторое модулирование голосом в рамках нейтрального эмоционального настроя разговора.

•  В начале разговора или на его протяжении спросить, в какой ситуации находится собеседник. Если он один, то может ли он говорить открыто? Если рядом с ним люди, насколько он ограничен в выражении своего мнения?

•  Можно предложить такую телефонную игру: Если вы не можете говорить открыто, отвечайте на мои вопросы только словами Да или Нет.

•  Ну, а если ваш партнер говорит много и без остановки, а вам некогда, выработайте для себя способы прерывания слишком болтливого собеседника, но только так, чтобы его не обидеть. Например, вы можете сказать: К сожалению, у меня сейчас уже нет времени. Давайте перенесем разговор на другой день. Позвоните мне, пожалуйста, в четверг в 4 часа дня, и мы с вами все досконально обсудим.

•  И все же по телефону желательно решать только простые организационные вопросы и не обсуждать сложные проблемы. По телефону лучше договариваться о встрече, чтобы поговорить и не анализировать противоречивые моменты работы.

Возникла необходимость выступить без подготовки, экспромтом:

относится к [ Личностное развитие ]

•  Говорите честно: Я не готовился (готовилась) выступать. Скажу о своем впечатлении….

 •  Если вы ничего содержательного в данный момент сказать не можете, создайте психологический контакт с аудиторией. Люди всегда простят того, кто создал благоприятную эмоциональную атмосферу в своем выступлении, даже если ничего нового он не сказал. И, наоборот, у слушателей останется тягостное впечатление от подготовленного докладчика, если он несет отрицательный имидж.

 •  При необходимости неожиданного выступления появляется возможность продемонстрировать самого себя. Воспользуйтесь этой возможностью! Продемонстрируйте свое спокойствие, уверенность, силу характера. Вы ничего содержательно нового не внесли в коллективное обсуждение, но вы положили еще один кирпичик выстраивая свой социальный фундамент в коллективе коллег..

ВАША ЛИЧНАЯ ПРОГРАММА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА

относится к [ Личностное развитие ]

А теперь давайте обсудим, каким образом все отмеченные методы естественной саморегуляции мы можем применять в своей жизни и работе? Можно ли их представить в виде программы защиты от стресса?

 Шаг первый: понаблюдайте за собой. Что вы чувствуете на первой стадии стресса? Какие ощутимые изменения происходят в вашем состоянии и настроении? Сколько времени длится ваша первая стадия? Что происходит, когда вы теряете самообладание (в точке В)?

Успешность построения личной программы защиты от стресса зависит, прежде всего, от того насколько точно и своевременно вы можете заметить, что вы вступаете в зону стресса и теряете самоконтроль.

Шаг второй: найдите способы остановки самого себя. На первой стадии стресса необходимо взять перерыв и усилием воли остановить свое деструктивное действие:

• сделайте паузу в общении (помолчите несколько минут вместо того, чтобы с раздражением отвечать на несправедливое замечание);

• выйдите из комнаты;

• или переместитесь в другую, отдаленную часть помещения.

Шаг третий: переведите свою энергию в иную форму деятельности. Займитесь чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение. Если вы находитесь на работе:

• переберите свои деловые бумаги, полейте цветы на подоконнике, заварите чай и др.;

• выйдите в коридор и поговорите с симпатичными для вас сотрудниками на нейтральные темы (о погоде, покупках и др.);

• подойдите к окну и посмотрите на небо, деревья, идущих по улице людей. Попробуйте вообразить, о чем думают проходящие мимо люди;

• зайдите в туалетную комнату и на 2 — минуты опустите ладони своих рук под холодную воду. Такой перерыв практикуйте как можно чаще в те моменты, когда вы чувствуете, что теряете самоконтроль в стрессовой ситуации. Важно, чтобы действие остановки себя вошло в привычку.

Шаг четвертый. Серьезно подумайте о том, какие моменты в работе помогают вам снять напряжение? Что вас больше всего радует? Чем вы занимаетесь с увлечением? Постарайтесь каждый день иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость.

ВНУШЕНИЕ

относится к [ Личностное развитие ]

Воздействие на аудиторию происходит при помощи внушения и убеждения. Причем, опытные руководители, как правило, искусно владеют этими двумя методами.

ВНУШЕНИЕ — это воздействие на эмоциональную и бессознательную стороны психики людей: преодоление их страхов, демонстрация защиты и возможности удовлетворения их основных потребностей.

 Сильный внушающий эффект проводят такие действия.

 1.  Демонстрация успеха

•  Сейчас положительно воспринимают преуспевающих и уверенных в себе людей. Успех обязательно должен быть продемонстрирован.

•  Но! Плохо воспринимается слишком аффектированная, показушная успешность. Люди подозревают, что это только внешняя форма, за которой ничего нет. Отрицательно воспринимается также, когда человека понесло: он слишком радуется своему успеху, у него горят глаза, он много говорит, ведет себя подчеркнуто демонстративно, стремится быть в центре внимания, слишком задирает нос.

•   Демонстрация успеха должна проявляться сдержанно и солидно. Говорить следует не спеша, делать паузы между фразами, тон голоса понижен. У нас очень не любят холеричных, суетливых людей. Поэтому в себе нужно вырабатывать уравновешенный темперамент.

•   Демонстрация успеха должна иметь оттенок озабоченности, некоторого груза власти.

 2.  Выбор внутренней позиции

•   В нашей культуре у людей проявляется бессознательное принятие человека, демонстрирующего родительскую внутреннюю позицию — отца или матери (разумеется, в зависимости от пола руководителя).

•   Как правило, люди легко подчиняются властному, строгому, но справедливому руководителю-батюшке, у которого, как они чувствуют, они всегда найдут поддержку и защиту, но который и отругает их за ошибки.

•   Подчиненные хорошо реагируют также, если женщина-руководитель в психологическом плане проявляет себя начальницей-мамой: терпеливой, сдержанной, защищающей, поддерживающей.

 3. Способность к концентрации

•   Внушающим образом на людей действует тот, кто имеет свое устойчивое внутреннее состояние, у которого нет резких колебаний настроения.

•   Такое внутреннее состояние должно основываться на наличии в характере человека силы и активной воли. Люди бессознательно чувствуют, сильный или слабый перед ними человек. Они готовы подчиняться сильному и всегда будут сопротивляться слабому.

•   Что же такое сила характера? Прежде всего, это умение контролировать самого себя. Это также умение не попадать под эмоциональное влияние своего собеседника и партнера по взаимодействию. И, наконец, это умение воздействовать на другого человека.

 4.  Решение своих личных проблем

•   Внушающим образом воздействует на других людей человек, который сумел решить свои личные проблемы. Например, он преодолел застенчивость, скованность и зажатость. Или он был вспыльчивым и несдержанным, но смог себя обуздать и развить у себя эффективный самоконтроль. В целом, если человек пережил факт победы над самим собой, он принципиально меняется и люди сразу же это чувствуют. Сильная личность формируется в процессе преодоления, а преодолеть самого себя — это самое трудное. И такое преодоление может осуществить действительно сильный человек.

•   Люди всегда наблюдают за другим человеком, если знают, что у него произошло какое-то неприятное событие в личной жизни. Они начинают его ценить и уважать, если в ситуации неприятности или несчастья он сохраняет самообладание. Окружающие получают опыт подкрепления своих бессознательных ожиданий: Этот человек сильный, значит, он может управлять нами.

 5.  Отношение к людям

•   Практически все люди восприимчивы к тому, что по отношению к ним выражают что-то позитивное: благодарность, если сотрудники добились успеха, и восхищение, если этот успех был значительным, К положительным эмоциям возникает открытость и доверие.

•   Хороший прием: говорить о пользе, которую вы хотите принести своему банку или аудитории. Можно сказать так: Это нужно нашему банку, И тогда многие из слушателей станут союзниками докладчика.

Страницы: 30 из 31 « Первая ... « 27 28 29 30 31 »