ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

До сих пор групповые процессы, возникающие в коллективах, рассматривались на микроуровне — в управлениях, отделах, секторах и других подразделениях банков. Но существуют также определенные закономерности, проявляющиеся на макроуровне, в масштабе всего банковского учреждения. В этом случае банковская организация представляется как сложнейшая иерархическая система коммуникативных и организационных процессов, протекающих по горизонтали и вертикали.

В конце 1980-х годов американский исследователь И. Адизес одним из первых заговорил о теории жизненных циклов деловых организаций, выделяя этапы младенчества, стадии быстрого роста, юности, расцвета, стабилизации, аристократизма, ранней бюрократизации, поздней бюрократизации и смерти. В качестве организационных проблем, с которыми сталкиваются практически все организации, он фиксировал болезни роста, которые могут быть преодолены силами самой организации, а также организационные патологии, излечиться от которых самостоятельно организация не может, и для лечения обычно приглашаются внешние специалисты.

В условиях России в банковской сфере имеются свои специфические особенности. Наблюдая российские банки, мы могли бы отметить, что в условиях переходной экономики банковские учреждения изменяются значительно быстрее, чем это происходит в условиях отлаженной капиталистической системы. Если там жизненные циклы развития, расцвета, старения и умирания разворачиваются в течение многих десятков лет, то в России коммерческие банки этот период проходят за несколько месяцев или от 3 до 5 лет. Например, по данным на 1995 год, Балтийский банк в Санкт-Петербурге развивался такими темпами: в 1990 году он имел в своем штате всего 16 сотрудников, в 1991 году — 34 сотрудника, в 1992 году — 176 человек, в 1993 году —289 человек, в 1994 году —724 человек, а в 1995 году — уже 840 человек. Таким образом, за 5 лет работы его персонал увеличился практически в 50 раз.

Кроме того, в российских условиях существенно выше влияние личности главного руководителя на систему управления и социально-психологическую атмосферу в банке. И если по тем или иным причинам создатель банковского учреждения уходит из банка, в нем принципиально изменяется вся кадровая структура, а также лицо банка.

Так, если в процессе создания банка лидировал скоростной руководитель, принимавший большое количество решений и вносящий коррективы в рабочие процессы по ходу деятельности, то и все этажи управления в банковской иерархии работали в таком режиме ускорения. Если же после ухода ведущего лидера в банк приходит руководитель, стремящийся работать осторожно и принимающий минимальное количество решений, но зато максимально обоснованных, то и вся система управления банком резко перестраивается в соответствии со стилем нового руководителя.


Страницы: 1 2 3 4 5