Требования, предъявляемые к кадровому психодиагносту

относится к [ Личностное развитие ]

Существенное влияние на результат психодиагностической работы оказывают многочисленные субъективные факторы.

Профессиональное мировоззрение

Это первая группа субъективных факторов, влияющих на результаты диагностической рабо­ты. Профессиональное мировоззрение специали­ста в свою очередь определяется особенностями полученного ди­агностом образования. Наличие базового психологического обра­зования может свидетельствовать о глубоком понимании методо­логических основ прикладной психологии и усвоенных за годы обучения в вузе профессиональных нормах и деонтологических принципах. Большое влияние на систему ценностей и убеждений специалиста оказывает профессиональная среда.

Индивидуально-психологические особенности

Это вторая группа субъективных факторов, влияющих на работу кадрового психодиагноста. Существует  оправданное   мнение,   что   в   профессиях типа «человек — человек» важнейшую роль играет личность специалиста. Рассматривая этот вопрос с позиций кад­рового консультирования, можно обозначить некоторые индиви­дуально-психологические   качества,   повышающие   профессио­нальную эффективность консультанта-психодиагноста:

1) Мотивационно-ценностные особенности:

•   гуманистическая направленность;

•   выраженный интерес к людям;

•  ориентация на дальнейшее профессиональное и личностное развитие;

•   отсутствие выраженного мотива власти.

2) Характерологические качества:

•   устойчивая позитивная самооценка;

• развитые коммуникативные качества (гибкость в общении, умение устанавливать и поддерживать контакт с различными категориями людей, способность к эмпатии, ориентация на построение конструктивных партнерских отношений с окружающими; богатство ролевого репертуара);

•   повышенный уровень личной ответственности;

•   устойчивость в отношении психологического давления;

•   высокий уровень эмоционального и волевого самоконтроля;

•   отсутствие предвзятости;

•   доброжелательность;

•   уверенность в себе и результатах своей деятельности.

3) Способности:

высокий уровень интеллектуального развития (выраженные способности к анализу и обобщению информации, интел­лектуальная гибкость);

• умение решать интеллектуальные (диагностические) задачи в условиях дефицита информации;

•   развитое произвольное внимание;

•   высокий уровень вербального развития (умение грамотно и понятно излагать свои мысли, составлять тексты).

4) Темперамент, особенности высшей нервной деятельности:

•   скорость психических процессов — не ниже среднего.

Кроме того, существенным является наличие у специалиста по психодиагностике определенного личностного и жизнен­ного опыта.


Страницы: 1 2