Организация как «имплицитная» модель

К общепризнанным постулатам современного представления об  организации как социальном институте можно отнести сле­дующие:

1)  каждая организация существует в измерении пространств и времени; существование организации можно рассматривать либо как ее функционирование, либо как развитие;

2)  различие между функционированием и развитием состоит в различном соотношении влияния внешних или внутренних (по отношению к организации) обстоятельств и факторов;

3)  о функционировании организации говорят в тех случаях, когда необходимость в изменении задается извне, но при этом внутри организованной целостности не происходит существенных перемен (например, не меняются отношения между частями);

4)  главные проблемы возникают при попытке понять сущность «развития организации». С одной стороны, предполагается, что источник изменений находится внутри организации. А, другой, — сами изменения могут быть «прогрессивными» или «регрессивными».

При этом каждый раз открытым остается вопрос, что ее внутренняя среда организации.

Организация как система (эмпирическая модель)    

Многократные  попытки  исследователей  представить организацию как систему приводили к различным представлениям о ее  внутренней среде.  Это и идентификация организации на формальную и неформальную составляющие организации, и попытка отделить управленческую и исполнительскую части.  В производственных организациях легко различаются структуры, отвечающие за основной и вспомогательный процессы, а в коммерческих — подразделения, «зарабатывающие деньги» и обеспечивающие этот процесс. Однако прямая и очевидная морфологизация организацион­ной реальности по-прежнему оставляет актуальным вопрос, что же составляет суть организации как социального института.

По нашему предположению, одним из возможных путей от­вета на этот вопрос могло бы быть обращение к носителям «опыта чувственных переживаний» организационной реальности, т.е. исследование представлений людей о том, что есть организация.  Возможность такого  подхода обосновывается тем, что согласно основным положениям теории социальных представлений, социальное представление:

1)  выражает не индивидуальное мнение человека, а его мне­ние как члена общности;

2)  является результатом  взаимопроникновения  субъекта и объекта, в котором сливаются воедино образ и значение;

3)  в социальном взаимодействии одновременно выполняет функции познания, регуляции и адаптации.


Страницы: 1 2 3